Иногда хочется начать обзор сразу с выводов, а потом уже рассказывать обо всём по порядку. Не стану отказывать себе в удовольствии: плеер theBit OPUS#2 стал для меня одним из лучших открытий прошлого года, порадовав и качественным звуком, и всеми остальными характеристиками. Но, пожалуй, без подробностей всё-таки не обойтись.
Прежде чем переходить к новинке, пару слов о предыдущей модели. OPUS#1 показал, что корейцы из theBit имеют своё собственное видение звука и умеют реализовывать его в железе. Первая модель их плеера получилась весьма интересной — нейтральная подача с немного расширенной сценой даёт приятный вовлекающий звук. К этому в компании добавили корпус из поликарбоната (есть и лимитированная металлическая версия) и удобную прошивку на базе Android (недавно её обновили до Android 5.1 с интерфейсом как у старшей модели). А заметно сниженная цена сделала OPUS#1 ещё интересней.
Я так подробно рассказываю о прошлой модели для того, чтобы было понятно, откуда вообще «растут ноги» у старшей.
После успеха первого плеера, в theBit решили подойти к созданию второй модели с максимальным размахом. Для начала они заменили ЦАП на ESS Sabre 9018K2M. Что бы там ни говорили, чипы от ESS являются одним из неоспоримых лидеров рынка. Чтобы довести схему до идеала, было решено использовать сразу две микросхемы в полностью балансном подключении. К этому приложили гибридный усилитель, использующий ОУ и дискретные элементы, высокоточные задающие генераторы и прочие необходимые элементы. Для поддержки режима USB ЦАП используется отдельный XMOS чип, что позволило реализовать в этом режиме поддержку Native DSD. Завершили картину качественный экран, 128 ГБ встроенной памяти и прочие необходимые флагману плюшки.
Естественно, ценник модели соответствует высокому званию. Конечно, theBit далеко до сумм, запрашиваемых за флагманы Astel&Kern или Sony, но OPUS#2 стоит достаточно внушительные 1400 долларов, впрочем, цена может немного разниться в зависимости от страны.
Технические характеристики
- ЦАП: 2 × ESS9018K2M
- Процессор: 4-ядерный ARM Cortex v9, 1,4 ГГц
- ОЗУ: DDR3, 1 ГБ
- ПЗУ: 128 ГБ
- Экран: 4″, 800 х 480 IPS
- Карты памяти: MicroSD до 256 ГБ
- WiFi: 802.11n
- Bluetooth: v4.0
- Батарея: 4000 мА/ч, 3.7V Li-Polymer
- Время работы от одного заряда: от 9 ч
- Время зарядки: ~4 ч
- ОС: Android 5.1.1
- Размеры: 76 мм × 124 мм × 18,3 мм
- Вес: 252 г
- Диапазон частот: 20 Гц – 20 кГц (±0,02 дБ), 10 Гц – 70 кГц (±0,3 дБ)
- Соотношение сигнал/шум (@ 1 кГц): 116 дБ для балансного выхода, 115 дБ для обычного
- Разделение каналов: 135 дБ для балансного выхода, 130 дБ для обычного
- Общие гармонические искажения: 0,0009% @ 1 кГц
- Уровень выхода: 2.5Vrms для балансного выхода, 2.3Vrms для обычного
- Поддержка форматов: WAV, FLAC, ALAC, AIFF, WMA, MP3, OGG,APE(Normal, High, Fast), native DSD(DFF,DSF)
- Максимальное разрешение: до 384 кГц/32 бит, DSD до DSD128
Упаковка и комплект поставки
Ну, наконец-то, хоть кто-то из производителей аудиотехники сделал коробку не чёрного цвета. Корейцы решили полностью отказаться от печенек и перейти на светлую сторону, сделав упаковку радикально белого цвета с фольгированным тиснением. Дизайн упаковки стандартный: плотная коробка в более тонкой «суперобложке». Внутри всё тоже обычно, сверху плеер, под ним в отдельных коробочках (всё-таки топ-уровень) аксессуары. Если не считать инструкций и гарантийки, в комплект к OPUS#2 положили пару защитных плёнок (хвала Зевсу, ещё одна сразу наклеена на экран), качественный MicroUSB-шнурок и отменный чехол.
Как и раньше, theBit сотрудничают с Dignis, поэтому чехол сделан из натуральной кожи, идеально подогнан и стильно выглядит. Отдельное спасибо за то, что чехол не придётся докупать отдельно.
В общем, никаких изысков, но всё, что нужно для эксплуатации, в комплекте есть.
Дизайн и управление
Первое, что замечаешь после извлечения плеера из коробки, это размер и вес. OPUS#2 достаточно крупный и, благодаря корпусу из алюминия, весит 250 грамм. К счастью, дизайнеры поработали над плеером, поэтому он сохранил допустимые для портативного устройства размеры и отлично лежит в руке. Конечно, в карман зауженных джинсов или деловой рубашки этот плеер не положить, но по сравнению, например, с Lotoo Paw Gold, он более транспортабелен.
В дизайне весьма стильно сочетаются разные оттенки цветов близких к чёрному, а также различные фаски и выступы. В общем, вы можете сами оценить внешний вид по фотографиям, но на мой вкус, облик плеера получился интересным и не похожим на другие модели.
По традиции на левом торце размещены три кнопки управления воспроизведением. Сверху находятся два выхода: 3,5 мм для наушников, он же может быть линейным выходом и даже служить для вывода цифрового сигнала по оптике. Рядом — 2,5 мм четырёхпиновое гнездо балансного выхода. На другой стороне верхнего торца — кнопка выключения, она же служит для блокировки экрана. На правой стороне — регулятор громкости, использующий энкодер. Этот регулятор вращается с чётко выраженными щелчками и позволяет изменять уровень воспроизведения в пределах 150 шагов. Нижняя грань содержит коннектор MicroUSB и слот для MicroSD-карт.
Основная часть передней панели отведена под 4″ экран. Конечно, он значительно меньше, чем мог бы быть, поскольку свободные края у OPUS#2 весьма широкие, но для плеера дисплей больших размеров был бы малоосмысленной роскошью. Экран в этом плеере очень радует качеством — у него нормальное разрешение, хорошие углы обзора, и даже на солнце он остаётся более-менее читабельным. Сенсор также надёжный, что позволяет управлять устройством без малейших проблем.
В корпусе «второго опуса» скрывается батарея на 4000 мА/ч, что позволяет ему работать от одного заряда 9 часов 15 минут (мой стандартный тест с MeeAudio P1 в роли нагрузки, средний гейн, громкость 60, FLAC 44.1 кГц/16 бит). В плеере реализован режим «глубокого сна», что позволяет ему быть всегда готовым включиться за доли секунды и начать радовать владельца музыкой. Заряжается плеер от 2А зарядки чуть меньше 4 часов, в общем, по питанию — традиционные для современных устройств результаты.
Над прошивкой в theBit хорошо поработали, как и в первой модели, используется Android, «прикрытый» кастомной оболочкой, скрывающей все «потроха» операционной системы. Тут нет ни доступа к Google Play, ни возможности установки дополнительного ПО. Ситуация выглядит немного парадоксальной — Wi-Fi в плеере есть, но единственное его применение на данный момент — обновление прошивки «по воздуху». Возможно, в будущем theBit добавят стриминговые сервисы или даже возможность устанавливать программы самостоятельно, но сейчас этого нет.
Весь интерфейс построен вокруг экрана воспроизведения. Он детальный, содержит очень качественную картинку обложки и всю необходимую информацию. В левом верхнем углу разместилась кнопка доступа к медиабиблиотеке. Последняя позволяет просмотреть ваши треки по артистам, альбомам и жанрам, традиционно присутствует список всех треков для любителей слушать «подряд» и просмотр по папкам. Также в наличии поддержка плей-листов и избранного. Навигация достаточно простая, но удобная.
Настройки плеера по традиции скрываются в «шторке», которую можно открыть свайпом сверху на экране воспроизведения. В самой шторке находится ползунок регулировки яркости экрана, а также управление беспроводными интерфейсами, включение эквалайзера, таймер сна и режимы повтора и перемешивания. Иконка с шестерёнкой позволяет получить доступ к полному меню настроек, тут всё традиционно и ожидаемо: есть хороший 10-полосный эквалайзер, выбор гейна, переключение режима линейного выхода, таймер сна, выбор режима подключения по USB. Кстати, плеер не поддерживает USB Mass Storage, поэтому на macOS вам понадобится использовать Android File Transfer, впрочем, вряд ли это станет проблемой.
В целом интерфейс плеера очень удобный: медиатека удобна в использовании и быстро сканируется. Добавят ли в будущем другие возможности — покажет время, пока же плеер ориентирован на воспроизведение музыки и справляется с этой задачей хорошо.
Звук
Для прослушивания устройства использовалось следующие наушники: Meze 99 Classics, Lear LHF-AE1d, Audio Zenith PMx2, Noble Kaiser K10AU, Campfire Audio Jupiter, 64 Audio U12, HUM Pristine и другие.
Вот именно такого плеера, пожалуй, мне не хватало достаточно долгое время. Он обладает действительно флагманским «уровнем» (разрешение, микродинамика, скорость и прочее), но при этом не добавляет ничего от себя, предлагая мониторную подачу, избегая при этом излишней сухости и утраты эмоциональности. В целом расписывать детально этот плеер достаточно просто, наиболее подходящее к его подаче слово «правильная», причём эта «правильность» у него проявляется почти во всём.
Бас OPUS#2 — быстрый, уходящий на хорошую (но не запредельную) глубину, плеер не пытается «подсушивать низ», чтобы изобразить идеальное разделение инструментов нижнего регистра, и не добавляет НЧ веса, чтобы создать приятный эффект «массивности», OPUS балансирует между крайностями, отыгрывая то, что заложено в запись. Любителям окрашенной подачи НЧ данный плеер вряд ли придётся по вкусу, но ценителям естественности, особенно с любовью к акустическим инструментам, этот плеер будет по душе. Бас в данной модели не только правильно текстурирован, он действительно универсален: там, где надо, он может ударить, там, где надо — плавно и медленно обволакивать.
Среднечастотный диапазон подкупает сбалансированностью подачи — он очень детальный, но без завала в бритвенную резкость, которую часто придают звуку, когда хотят создать эффект «детальности». OPUS#2 обходится без подобных искусственных украшательств, радуя проработкой материала и достоверной передачей эмоций. СЧ этой модели — очень телесны и обладают необходимой полнотой, чего зачастую лишены устройства с «мониторным» звуком. Одна очень интересная особенность звучания этого плеера — он не выдвигает вокалиста вперёд, как это делают некоторые устройства, а позиционирует именно там, где задумал звукорежиссёр. Воображаемая сцена строится объёмно, трехмерно, показатели глубины и ширины не рекордные, но приближающиеся к ним. Плеер качественно передаёт характер инструментов, но почему-то именно смычковые удаются ему запредельно хорошо.
ВЧ-диапазон сохраняет некоторую долю характерного для ESS Sabre звука — быстрые атаки в сочетании с отличной детализацией делают данный плеер не лучшим вариантом для любителей тёмного звучания (или ненавистников ВЧ), но в целом у старшего Опуса нет излишней резкости, он «отвешивает» то количество ВЧ, что задумано авторами музыки. Хорошая проработка атак и затуханий верхнечастотного диапазона даёт этому плееру возможность качественно отыгрывать те мелкие детали, которые зачастую и определяют «уровень» топового устройства — лёгкие затухания нот, мелкие нюансы дыхания и прочие, часто теряемые другими плеерами «фишечки». Фактически, в ВЧ-диапазоне содержится не так много именно «музыкальной» информации, но стоит его испортить, и качественная запись теряет большую часть своей живости и естественности.
Сравнений в этом обзоре будет ровно полтора, поскольку OPUS#2 действительно из топового сегмента, и сравнивать его надо с одноклассником, в роли которого у меня выступает Lotoo Paw Gold. Плюс ещё один спарринг-партнёр из более простой категории, впрочем, схожий по подаче.
Lotoo Paw Gold. В целом плееры близки по тому, что определяется обычно как «уровень». Точнее — LPG чуть выше, но в верхнем сегменте разница уже очень мала по сравнению с различием в цене. LPG предлагает более акцентированную подачу, с выделением эмоций и подчёркиванием макродинамики. Другими словами, если вам нужен плеер, чтоб «рубил» и «рвал» — это Lotoo. Кроме того, у Lotoo сильно мощней усилитель, что делает его лучшим вариантом для тугих полноразмерных наушников. В противовес, «Опус» играет строго то, что заложено в запись и ни граммом больше (но и не меньше) и за счёт меньшей мощности меньше шумит и имеет более тёмный фон.
Questyle QP1R. Если бы у OPUS#2 уже не было младшего брата в лице первой модели, им бы мог стать «Куст». Такая же мониторность и стремление к нейтральной игре, но немного проще по уровню. QP1R менее эмоционален, чуть хуже контролирует ВЧ, слегка проще на НЧ, в общем, в каждом отдельном нюансе разница не велика, но в сумме набегает заметное отличие.
Совместимость
В общем, у OPUS#2 не самый мощный усилитель, что благотворно сказывается на его работе с чувствительными многодрайверными IEM топового сегмента (думаю, читатели нескольких предыдущих обзоров уже это поняли), он очень чётко очерчивает звуки, не перегружая наушники и не искажая задумку их разработчиков. С другой стороны — к Опусу не подцепишь тугие полноразмерные изодинамы (без усилителя), хотя для большинства полноразмерных наушников его вполне достаточно.
Стилистически плеер универсален, впрочем, на мой вкус, нейтральная подача лучше подходит для классики, различных прогрессивных видов рока и металла и прочей «серьёзной» музыки. Чувствительность к качеству материала высока, но не запредельна, я бы оценил её баллов на 8 по 10-бальной шкале.
Как обычно, несколько треков для примера
Vanden Plas — Vision 11even: In My Universe. Группа, незаслуженно оттенённая более известными представителями прог-металл сцены. Немецкие представители прогрессивной сцены в своих работах всегда ориентировались на театральность подачи. Не стал исключением и их последний на данный момент альбом, входящий в двухчастную сагу «Chronicles of the Immortals». Отличная оркестровка, цепляющая мелодия, хороший вокал — всё, что нужно ценителям мелодичной и сложной музыки. Естественно, OPUS#2 отлично показывает себя на этом треке, предлагая нужную нейтральность и динамизм.
上原 ひろみ (Hiromi Uehara) — Brand New Day. Пожалуй, не будет преувеличением назвать Хироми одной из ярчайших звёзд на современной джазовой сцене. Эта хрупкая японка сочетает в своём творчестве недюжинный импровизационный талант, виртуозность и удивительную энергетику. Её текущий проект, названный просто «Трио», включает в себя так же басиста Энтони Джексона и ударника Симона Филипса, помогающих подчеркнуть фортепиано самой Хироми. В общем-то, я могу смело рекомендовать любой её трек, они свежи, виртуозны и увлекательны, но первым под руку подвернулся этот. С техничной подачей OPUS#2 вы легко можете вообразить себя прямо в студии, рядом с фортепиано. Кстати, пользуясь положением, приложу ссылку на одно из своих любимых видео этого японского взрыва эмоций.
Simon & Garfunkel — Sound of Silence. Иногда для создания прекрасной музыки нужно очень мало. Два голоса, дополняющие друг друга, и простое мелодическое сопровождение сливаются в запредельной синергии, давая результат, заметно превосходящий простую сумму своих составляющих. Как это ни парадоксально, но для наслаждения подобной «простой» музыкой нужен очень качественный тракт, и OPUS — один их главных кандидатов на роль источника в нём.
Выводы
В общем, плеер имеет чёткую нишу — высокоуровневый источник для ценителей мониторной подачи. В ней он весьма уверенно себя чувствует, выступая на равных даже с более дорогими конкурентами. Корейские разработчики из theBit ещё раз показали, что у них есть своё собственное видение звука и они умеют добиваться его на любом возможном уровне. Лично для меня этот плеер стал одним из главных открытий прошлого года, и он надолго останется в моей коллекции референсных источников.