До сих пор отчётливо помню, как в 1996 году я впервые запустил на консоли Sony PlayStation игру Resident Evil (в Японии известную как Biohazard) и буквально растворился в ней. Загадочный особняк, полный секретов, головоломок, ужасающих зомби и чудовищных мутантов – разработчики из Capcom определённо знали, как заинтересовать игроков. Однако, даже неоднократно пройдя игру вдоль и поперёк, у меня осталось множество вопросов к этой истории, ответы на которые я смог получить лишь из приквела под названием Resident Evil Zero HD Remaster.
Если вы играли в самый первый Resident Evil 1996 года выпуска, то наверняка помните, что сюжет игры начинался с того момента, когда команда «Альфа» спецотряда S.T.A.R.S. отправляется на поиски пропавшей до этого команды «Браво». Заданием их предшественников было расследование серии загадочных убийств в Арклейских горах близ города Ракун-сити. Спецназовцы находят разбившийся вертолёт команды «Браво», но в этот момент на них нападают жуткие собаки-мутанты. Немногие уцелевшие после схватки с кровожадными бестиями оперативники укрываются в неком заброшенном особняке, внутри которого и разворачивается большая часть игры.
Приквел этой истории под заголовком Resident Evil Zero впервые вышел на консоли Nintendo Game Cube в далёком 2002 году. Спустя шесть лет его портировали на следующую приставку компании Nintendo — Wii, а в 2015 году издательство Capcom официально заявило о разработке HD-ремастера игры, которым смогут насладиться владельцы консолей PS3, PS4, Xbox 360, Xbox One, а также пользователи персональных компьютеров под управлением Windows. Что ж, сказано – сделано! Релиз игры, наконец, состоялся, и поклонники серии Resident Evil (включая меня), ранее обошедшие приквел стороной, теперь могут ознакомиться с предысторией событий, произошедших с командой «Альфа».
Что же на самом деле приключилось с командой оперативников «Браво»? Их вертолёт внезапно отказал прямо в воздухе и совершил жёсткую посадку в лесу неподалёку от Ракун-сити. Неподалёку от места крушения они обнаружили перевернувшийся джип, который перевозил военного преступника Билли Коэна. Трупы двух офицеров со странными отметинами на теле, а также отсутствие тела преступника на месте аварии натолкнуло спецназовцев на дурные мысли, поэтому они разделились и начали прочёсывать лес в поисках ответов. Игроку отводится роль фельдшера отряда — Ребекки Чемберс, которая случайно натыкается на остановившийся в лесной глуши загадочный пассажирский поезд.
Исследуя вагон за вагоном, она с ужасом понимает, что экспресс кишит ожившими мертвецами и тварями куда более страшными, чем какие-то там зомби. В определённый момент она сталкивается с беглым преступником Билли Коэном и объединяется с ним, так как поодиночке им в этом кошмаре точно не выжить. С этого момента и начинается основной игровой процесс, подразумевающий под собой поочерёдное управление двумя главными персонажами с возможностью переключаться между ними в любой момент. Дуэт Билли и Ребекки должен не только прорваться сквозь орды чудовищных мутантов, но ещё и найти ответ на главный вопрос – что же стало первопричиной этого жуткого биологического заражения.
Сразу следует отметить, что разработчики сделали всё от них зависящее, чтобы HD-ремастер игры ощущался максимально комфортно и современно. Графически проект был буквально переработан с нуля: все интерьеры, трёхмерные модели, текстуры и специальные эффекты создают впечатление, что игра была разработана не в 2002 году, а по крайней мере год назад. Картинка в полноценном Full HD выглядит просто великолепно, а поддержка формата экрана 16:9 (оригинал работал в 4:3) в корне меняет впечатление от игры. Кроме того, значительно были доработаны освещение и тени. Добавьте сюда звук Dolby Digital 5.1, наличие альтернативной схемы управления, более удобной в сравнении с оригиналом, и на выходе мы имеем практически образцово-показательный ремастер игры 13-летней давности.
Каждый из персонажей по-своему уникален. Так как Ребекка — фельдшер, она отлично умеет делать травяные настои и порошки, с помощью которых можно залечивать раны, а также разбирается в различных химических составах. Но её главный недостаток – слабая защита и небольшая сила. Билли же не отличается познаниями в фармакологии, зато он достаточно силён, чтобы выдержать большее количество атак и суметь передвинуть тяжёлый предмет. На взаимодействие двух персонажей делается особый упор в игровом процессе Resident Evil Zero HD. К примеру, один из персонажей оказывается запертым в некоем помещении, оборудованном кухонным лифтом, а второй персонаж в это время должен найти некий инструмент и передать его с помощью этого самого лифта своему напарнику, чтобы тот смог вызволить себя из заточения. Это самый простой пример взаимодействия двух главных героев. Чем дальше по сюжету вы будете продвигаться, тем интереснее и сложнее будут становиться головоломки.
Важно помнить, что если вы с напарником оказались в разных местах игровой локации, может статься так, что в какой-то момент на него нападут зомби. Он свяжется с вами по рации и попросит вашей поддержки, а вы максимально быстро должны прийти к нему на помощь, пока его там натурально не съели. Смерть одного из героев будет означать конец игры. Сохранения в Resident Evil Zero HD традиционно осуществляются лишь в определённых комнатах, оборудованных печатными машинками. Не успели записаться перед тем, как вас погрыз зомби – будьте добры перепройти всё заново. Игра учит вас осмотрительности и расчетливости с первых минут. Благо здесь есть три уровня сложности на тот случай, если вы вдруг новичок в серии и пока ещё не понимаете, что здесь к чему.
Помимо стандартных для ремастер-версий улучшений, Resident Evil Zero HD может похвастаться наличием нескольких альтернативных костюмов главных персонажей (например, можно нарядить Ребекку чирлидершей), а также бонусным режимом Wesker Mode, который разблокируется после полного прохождения игры. В этом режиме персонаж Билли Коэна заменяется хорошо знакомым нам антагонистом серии – Альбертом Вескером. В отличие от Билли, он обладает уникальными способностями, вроде сверхбыстрого бега или телекинетического удара, расшвыривающего противников в разные стороны. Играя за Вескера, вы получите совершенно другие впечатления от игры, что, безусловно, порадует поклонников серии. Почему бы ненадолго не стать «плохим парнем» со сверхспособностями? Правда способности эти Вескер получит лишь в последующих играх серии, но кому до этого есть дело, когда всё это выглядит настолько круто?
Признаться честно, я потерял интерес к серии Resident Evil в тот момент, когда она начала превращаться в заурядный шутер от третьего лица. Началась эта трансформация ещё в четвёртой части, которую многие по сей день считают идеальной. Но, как по мне, все эти пострелушки, которыми наводнили последующие игры, начисто разрушили мрачную и гнетущую атмосферу оригинальной трилогии. Весь леденящий кровь ужас из игры улетучился, уступив место азартному отстрелу зомби в компании со вторым игроком. Вот чем Resident Evil Zero HD меня особенно порадовала, так это тем, что она идеально передаёт атмосферу моих любимых игр с первой консоли PlayStation. Здесь тебе и куча головоломок, и зомби, вываливающийся на тебя из холодильника, и собаки-мутанты, выламывающие своими телами оконные рамы, и гнетущая атмосфера одиночества и безысходности, которой мне так давно не хватало в серии Resident Evil.
Разумеется, не обошлось без ложки дёгтя. Несколько расстроило меня качество CG-заставок, которые, видимо, никто не стал перерисовывать с нуля (или просто были утеряны исходники). Видео просто растянули под новое разрешение, отчего оно кажется довольно мутным и некачественным. Вставки эти сильно контрастируют с HD-картинкой ремастера, но, так как видим мы их не так часто, а большая часть сюжетных сцен выполнена на игровом движке, общую картину это портит не очень сильно. Некоторых игроков также могут раздражать определённые пережитки прошлого, перенесённые в игру из оригинала. Например, тот факт, что камера в игре статичная и демонстрирует нам помещение только так, как задумали разработчики. Или же стилизованные экраны загрузки между помещениями, изображающие открывающуюся дверь или лестничные ступеньки на абсолютно чёрном фоне. Разумеется, загрузочные экраны игре вообще не нужны, так как локации подгружаются практически мгновенно, но разработчики намеренно решили оставить всё, как было в 2002 году, чтобы не разрушать атмосферу оригинала.
Самый неприятный, на мой взгляд, пережиток прошлого – это невероятно ограниченный инвентарь персонажей. Вы можете носить с собой совсем немного предметов, так что постоянно приходится чем-то жертвовать и оставлять ценные вещи позади, постоянно за ними возвращаясь. С одной стороны, это учит вас тщательно планировать свои действия и вести учёт ресурсов, а с другой – весь этот бэктрекинг порой сильно напрягает. Зато у игры есть одно несомненное преимущество для российских геймеров – её стоимость. Цифровая копия игры для PlayStation 4, например, обойдётся вам в сумму 1299 рублей, а владельцы PC могут приобрести игру в Steam всего за 499 рублей. Если сравнивать её с ценником на другие современные игры, в том числе и на HD-ремастеры, руководству Capcom хочется крепко пожать за это руку.
Плюсы:
- Игра смотрится просто великолепно в обновлённой графике и 1080р.
- Наконец-то разработчики добавили соотношение сторон экрана 16:9.
- Управление стало куда более логичным и удобным, нежели в оригинале.
- Это тот самый классический Resident Evil с неподражаемой атмосферой.
- Крутые головоломки, рассчитанные на взаимодействие двух персонажей.
- Бонусный режим, в котором вы можете стать Альбертом Вескером.
- Очень демократичная цена за игру для всех платформ.
Минусы:
- Некоторые пережитки прошлого отчётливо дают о себе знать.
- CG-заставки страдают от низкого разрешения.
- Игра не переведена на русский язык.
Создатель серии Resident Evil японский гейм-дизайнер Синдзи Миками какое-то время назад покинул Capcom и теперь делает свои собственные игры. Первым его сольным проектом стал ужастик The Evil Within, о котором я уже рассказывал вам в позапрошлом году. Однако если сравнивать раннее творчество Миками и то, что он делает сейчас, я обеими руками проголосую за самые первые игры серии Resident Evil, так как они были невероятно атмосферными и по-настоящему пугали игроков. Именно такой игрой является и Resident Evil Zero HD Remaster, поэтому фанаты оригинальной трилогии просто обязаны приобрести её себе в коллекцию. Ставлю игре 8,5 зомби из 10.