Японцы знают толк в жанре ужасов. И неважно, идёт ли речь о кинематографе или о видеоиграх. Даже при сравнительно скромном бюджете японские режиссёры способны снять нечто вроде фильмов «Звонок», «Проклятие» и «Тёмные воды». А уж про японские хоррор-игры я вам могу рассказывать часами напролёт. Правда, в последние годы в этом жанре наблюдалось зловещее затишье. Все переключились на более популярные жанры, а survival horror остался стоять в стороне. Но всё постепенно возвращается на круги своя, и сегодня я вам расскажу о новой игре из знаменитой серии Project Zero, вышедшей для игровой консоли Nintendo Wii U.
Чего больше всего боятся азиаты? Безусловно, это призраки. Всевозможные духи умерших, ищущие возмездия, проклятые души и прочие демоны из потустороннего мира традиционно являются ключевым элементом множества японских фильмов и видеоигр. Серия игр Project Zero, известная на Западе под названием Fatal Frame, также нещадно эксплуатирует тему привидений, но делает это весьма оригинальным образом.
Первая игра серии, разработанная студией Tecmo, вышла в 2001 году для игровой консоли PlayStation 2 и тут же завоевала любовь тысяч игроков сильным сюжетом и необычной механикой игрового процесса. Главная героиня игры была вынуждена исследовать мрачный особняк в поисках своего пропавшего брата, а из предметов самообороны у неё с собой были лишь фонарик да старая фотокамера, оставшаяся от её матери. Глядя на мир через её видоискатель, игрок мог видеть потусторонний мир, а каждый сделанный снимок наносил урон враждебным призракам.
Вторая и третья игры серии, вышедшие в 2003 и 2005 годах соответственно, только закрепили успех франшизы Project Zero. А вот четвёртая часть Project Zero: Mask of the Lunar Eclipse (2008), разработанная эксклюзивно для консоли Nintendo Wii, так и не вышла ни в Северной Америке, ни в Европе. Процесс локализации с японского на другие языки оказался таким сложным, что Nintendo в итоге отказалась от этой затеи. За перевод игры на английский взялись фанаты, у которых ушло на это целых два года.
Пятая игра в серии Project Zero: Maiden of Black Water впервые была анонсирована весной 2014 года, а релиз в Японии состоялся уже в сентябре, при этом он сопровождался выходом одноимённого художественного фильма, книги и комикса по мотивам игры. Фанаты серии по всему миру традиционно напряглись в ожидании новостей о локализации проекта, но разработчики их успокоили: игра выйдет в Северной Америке и Европе в конце 2015 года. Во многом решению о локализации способствовали многочисленные петиции и сборы подписей, которые поклонники Project Zero организовывали в поддержку перевода последующих игр серии на протяжении нескольких последних лет. Труды их были вознаграждены сполна.
Сюжет игры разворачиваются вокруг загадочной японской горы Хиками. Давным-давно на горе стоял храм, настоятельницы которого помогали тяжело больным людям тихо и мирно покинуть этот мир. Они использовали свой дар чтения мыслей для того, чтобы подарить человеку спокойствие в последние минуты его жизни. Легенда гласит, что однажды в храм пришёл молодой человек, который попросил руки одной из девушек-настоятельниц, но та отказала ему. В порыве гнева он убивает девушку, а затем и всех остальных обитателей храма, после чего сбрасывает их тела в реку. С тех пор гора стала магическим образом притягивать к себе самоубийц со всей Японии. Люди просто приезжали туда и добровольно расставались с жизнью. Туристы в местных лесах пропадали десятками, а попытка открыть гостиницу на склонах печально знаменитой горы закончилась ужасным оползнем, который погубил всех постояльцев и владельца заведения.
Главными героями игры являются Юри Кодзуката, девушка, способная общаться с призраками, писатель Рен Ходзё, ищущий вдохновение для своей новой книги, а также дочь героини самой первой игры Project Zero – Мику Хинасаки, которая разыскивает свою пропавшую мать. Игра разделена на главы, в каждой из которых вам придётся играть за одного из трёх персонажей. Каждая глава, по моим личным ощущениям, длится от часа до полутора, а таких глав в игре 14, так что с продолжительностью у Project Zero: Maiden of Black Water всё замечательно. Следует также отметить, что в игре, традиционно для серии, существуют несколько разных концовок.
Вообще, играть в Project Zero 5 нужно очень внимательно и вдумчиво. То тут, то там вы будете натыкаться на различные записки, оставленные самоубийцами, дневники людей, обветшалые фотографии, способные рассказать вам целую историю чьей-то жизни. Все эти детали, переплетаясь с удивительной японской мифологией, создают невероятно пронизывающую игровую атмосферу, которая постепенно обволакивает вас и влечёт за собой в мир потустороннего и необъяснимого.
Игровой процесс мало чем отличается от того, что мы уже видели в предыдущих играх серии. Основным оружием против призраков по-прежнему является старинная камера-обскура, способная вытягивать энергию из призраков. Ведь не просто так в некоторых культурах существует суеверие, что фотоаппараты крадут душу человека. Контроллер Wii U игрок использует как видоискатель, фокусируя камеру на призраке и делая снимок. От того, в какой момент вы нажмёте кнопку спуска и под каким углом расположена камера, зависит количество урона, которое получит привидение. Чем ближе призрак к камере – тем более сильный эффект она на него оказывает.
Геймпад можно поворачивать горизонтально и вертикально, стараясь захватить в кадр призрака и все осколки его сущности, отделяющиеся от него с каждым новым снимком. В случае, если дух пытается на вас напасть, можно нажать на кнопку В и увернуться от атаки. Призраки очень коварны, они проходят сквозь препятствия и стены, обходя вас со спины, а также подкарауливают вас в самых неожиданных местах. Не забывайте, что вашей камере необходимо время на перезарядку и смену закончившейся фотоплёнки. Фотоплёнок в игре, к слову, несколько. Одна наносят привидениям минимальный урон, зато она бесконечная, а другие более мощные, но количество кадров строго ограничено. Новые плёнки будут попадаться вам во время путешествий по окрестностям загадочной горы, так что внимательно осматривайте все подозрительные места – в них может быть спрятан ценный предмет.
Помимо фотоплёнки во время прохождения игры вы сможете найти различные медикаменты, магические камни, автоматические восстанавливающие вашу жизнь в том случае, если призрак нанёс вам критический урон, а также лампы, которые позволят очистить ваше тело от так называемой «чёрной воды», которой швыряются в вас особенно злобные привидения. Будучи испачканным чёрной водой, персонаж постепенно теряет запас своих жизненных сил и со временем может умереть, так что нужно внимательно следить за этим показателем. Поднимая предметы с земли, будьте очень внимательны, так как они могут оказаться всего лишь приманкой, и призрак тут же схватит вас за руку. В такие моменты важно быстро отдёрнуть руку и вырваться из цепкой хватки злой сущности.
Ваш фотоаппарат – единственное оружие в игре, так что о нём нужно тщательно заботиться и постоянно улучшать. Делая фотографии призраков, вы будете получать бонусные очки. Очки эти можно потратить на различные улучшения камеры. Например, улучшая её сенсор, вы тем самым увеличиваете дистанцию атаки, а увеличивая силу поглощения спиритической энергии, вы сможете наносить призракам больший урон. Можно также сократить время перезарядки камеры и даже использовать особые линзы, способные оглушать призраков, восстанавливать ваше здоровье с каждым снимком, или получать больше очков за фотографии.
Через видоискатель камеры главные герои видят не только призраков, но и отголоски прошлого. Можно направить камеру на закрытую дверь, повернуть её под правильным углом и сфотографировать замок, после чего вам будет видение, где следует искать ключ от этой двери. Подобный детективный элемент сильно разнообразит игру и позволяет вам немного передохнуть, так как бесконечные поединки с призраками очень сильно изматывают как морально, так и физически. А ещё геймпад Wii U можно использовать как карту, чтобы вам было удобнее ориентироваться на местности. Вообще, система навигации в игре очень удобная: зажав клавишу на контроллере, вы увидите прозрачный силуэт человека, которого вы ищете, идущий в определённом направлении. Это не позволит вам заблудиться среди лесной чащи или в запутанных коридорах старинных зданий.
Если вам интересно, насколько эта игра страшна, я скажу так: если вы хорошо знакомы с жанром J-Horror и до этого уже играли в японские хоррор-игры вроде Silent Hill, Clock Tower и Forbidden Siren, то вам будет не очень страшно. Японцы, как правило, придерживаются определённых клише и паттернов, выучив которые можно предугадывать то, что случится с главным героем дальше. Если же вы новичок в этом жанре, то может статься, что вам придётся пару раз тщательно постирать своё нижнее бельё. Опять же, здесь всё очень индивидуально. Кто-то боится привидений, а кто-то приходит в ужас при виде клоунов – фобии у всех разные, и универсальной формулы страха на сегодняшний день не существует.
Приятной неожиданностью для меня стало наличие в игре двух звуковых дорожек – англоязычной и японской. Японская озвучка на слух воспринимается более аутентично, но и американские актёры сработали весьма неплохо. Вообще, звук в игре на очень достойном уровне, и он очень важен. Когда я впервые ознакомился с этой игрой на стенде Nintendo в рамках выставки «Comic Con Russia 2015», там было настолько шумно, что я не смог по достоинству оценить всей мрачности атмосферы. Однако в комфортных домашних условиях всё воспринимается совершенно иначе. Так что при возможности играйте в игру исключительно в полной темноте и наушниках, для максимального эффекта. Всё-таки это хоррор, а не увеселительная прогулка по залитой солнцем лесной опушке.
Несколько опечалил меня тот факт, что игра занимает ровно половину свободного места в 32-гигабайтной памяти приставки Nintendo Wii U. У меня свободного места на консоли практически не оставалось, поэтому пришлось инсталлировать её на внешний жёсткий диск. И вот тут-то начались проблемы. Во-первых, это очень продолжительные загрузки данных, довольно неприятные регулярные подтормаживания, а в один момент моя игра просто наглухо зависла во время просмотра сюжетной заставки. Мне даже пришлось её перезапускать, чтобы продолжить. Проверил жёсткий диск – с ним всё в порядке. Наличие таких серьёзных багов в играх Nintendo – это очень дурной знак, сигнализирующий об ухудшении контроля качества.
Визуально Project Zero: Maiden of Black Water выглядит очень достойно. Она не хватает звёзд с неба, но для японской видеоигры картинка вполне себе на уровне. Особенно мне понравилась реализация водных эффектов, коих в игре полным-полно, а также система освещения и теней. Ещё меня несказанно порадовал тот факт, что героини игры все сплошь и рядом молодые, стройные девушки в очень вызывающих мини-юбках. Ну, здесь сказывается страсть студии Tecmo Koei к женским прелестям, которая прослеживается во всех их играх. Вспомните хотя бы серию файтингов Dead or Alive. В общем, ваши глаза от происходящего на экране радуются и пугаются одновременно.
Кстати, раз уж речь зашла про самый известный файтинг Tecmo Koei, я просто обязан упомянуть одну очень важную деталь. После того как вы завершите основной сюжет игры, вам станет доступна ещё одна глава, главной героиней которой является Аянэ, знакомая всем без исключения поклонникам файтинга Dead of Alive. В отличие от основной игры, в этом эпизоде вам не будет доступна камера Обскура, поэтому проходить его придётся в стиле stealth, прячась и избегая столкновения с призраками. Очень приятный бонус, который порадует как поклонников файтинга, так и ценителей стелс-игр.
Плюсы:
- Увлекательный сюжет, постепенно раскрывающийся на протяжении игры.
- Приятная графика, качественные тени и отличная реализация водных эффектов.
- Игра пугает своей атмосферой, а не чудовищами, выпрыгивающими из-за угла.
- Необычная игровая механика, использующая фотокамеру в качестве оружия.
- Наличие качественной английской и оригинальной японской озвучек.
- Уместное использование преимуществ контроллера Wii U Gamepad.
- Радует, что пятая игра серии таки вышла за пределами Японии.
- Бонусный эпизод с персонажем из другой игровой серии.
- Наличие в игре нескольких концовок.
Минусы:
- Управление в игре весьма неповоротливое, но, скорее всего, так и задумано.
- Неспешность развития сюжета кому-то покажется чересчур утомительной.
- Постоянные поединки с призраками со временем немного наскучивают.
- Периодические проблемы при игре с внешнего жёсткого диска.
- В игре практически отсутствуют нововведения.
Большинство современных японских хоррор-игр стремятся походить на другие более популярные жанры. Например, некогда пугающий Resident Evil превратился в кооперативный шутер от третьего лица, играть в который совершенно не страшно. Серия Project Zero, словно вопреки всему, остаётся верна своим корням. Она пугает игрока гнетущей атмосферой, неспешным игровым процессом, пропитанным депрессией и отчаянием, что вкупе с напряжёнными поединками делают игру невероятно эмоциональной. Project Zero: Maiden of Black Water – это замечательный представитель японских хоррор-игр старой школы и отличный подарок в коллекцию любого обладателя консоли Nintendo Wii U. Мелкие технические проблемы несколько портят впечатления, но в целом игра очень хороша. Ставлю ей 8 баллов из 10.