Ученый Кирби Руньон из Университета Джона Хопкинса хочет кое-что доказать: независимо от того, что там утверждает одна престижная научная организация, Плутона — планета. Как и Европа, говорит он, известная луна Юпитера, как и спутник Земли Луна, как и еще более 100 других небесных тел в нашей Солнечной системе, лишенных этого статуса в связи с пресловутой дефиницией «планеты».
Определение, одобренное Международным астрономическим союзом в 2006 году, понизило статус Плутона до «не-планеты», тем самым снизив число консенснусных планет в нашей Солнечной системе с девяти до восьми. Это изменение — предмет множества научных дискуссий тогда и после — не имело смысла, говорит Руньон, ведущий автор короткой статьи, выступающий за Плутон. Его статья будет представлена на следующей неделе на научной конференции.
Ледяной, твердый Плутон был самой маленькой из девяти планет. Его диаметр меньше трех четвертых лунного и почти пятой части земного. Тем не менее, говорит Руньон, «на Плутоне происходит все, что нужно, чтобы ассоциировать его с планетой. В нем ничего ничего не от планеты».
Руньон, докторская диссертация которого фокусируется на изменении ландшафтов Луны и Марса, привел группу из шести авторов из пяти учреждений к составлению проекта нового определения «планеты» и обоснованию этого определения. Оба будут представлены на стендовой сессии Лунной и планетарной научной конференции. У Руньона будет не меньше трех часов, чтобы ответить на все вопросы.
Все авторы, которых собрал Руньон, входят в научную команду миссии «Новые горизонты» к Плутону, которая проводилась под чутким контролем NASA. Летом 2015 года космический аппарат «Новые горизонты» первым в истории облетел Плутон почти в десяти миллиардах километров от Земли, подошел к «планете» очень близко и отправил на Землю первые снимки с близкого расстояния.
Руньон и его соавторы выступают за определение «планеты», которое фокусируется на внутренних качествах самого тела, а не на внешних факторах, таких как его орбита или другие объекты поблизости. Они определяют планету как «субзвездное массивное тело, которое никогда не подвергалось ядерному синтезу» и обладает достаточным гравитационным весом для поддержания приблизительно круглой формы. (Даже если выпирает на экваторе из-за трехстороннего сжатия сил, создаваемых его собственной гравитацией).
Это определение отличается от определения МАС тем, что в нем нет ссылки на окрестности небесного тела. Эта часть формулировки МАС от 2006 года — которая требует, чтобы планета и ее спутники двигались по своей орбите — исключила Плутон. В остальном Плутон соответствует определению МАС: он вращается вокруг Солнца, он достаточно массивный, чтобы гравитация сделала его круглым.
Алан Стерн, главный исследователь миссии «Новые горизонты», в прошлом утверждал, что определение МАС также исключает Землю, Марс, Юпитер и Нептун, которые делят свои орбиты с астероидами. Предлагаемое новое геофизическое определение исключает звезды, черные дыры, астероиды и метеориты, но включает в себя многое другое в нашей Солнечной системе. Оно могло бы расширить список наших планет с восьми до ста десяти.
Такое расширение делает новое определение привлекательным, по мнению Руньона. Он говорит, что хотел бы, чтобы общественность больше занималась исследованием Солнечной системы. Поскольку само слово «планета» несет «психологический вес», он полагает, что большее число планет могло бы способствовать общественному интересу.
Новое определение, не требующее одобрения центрального руководящего органа, также более полезно планетологам. Большинство из них тесно связаны с геологией и другими науками о Земле, поэтому им больше придется по душе новое геофизическое определение, чем астрономическое определение МАС.