В понедельник основатель частной аэрокосмической компании SpaceX Илон Маск объявил о планах по первой в истории коммерческой космической миссии по отправке двух гражданских лиц к Луне на борту космического аппарата «Dragon 2». Видимо, предположив, что сама по себе новость об отправке неподготовленных гражданских в космос может не вызывать заслуженного интереса, Маск, помимо прочего, еще и определил временные рамки для этой миссии, заявив, что событие должно состояться в четвертом квартале 2018 года. Вы прочитали правильно – уже в следующем году. И это при полном отсутствии у компании более ранних и более безопасных пилотируемых полетов.
Несмотря на то, что новости о развивающемся космическом туризме не могут не радовать, в данном конкретном случае остается несколько вопросов, требующих ответов. Во-первых, кто эти два пока не названных гражданских лица, которым, вероятнее всего, придется выложить за недельный космический полет к Луне несколько сотен миллионов долларов? Все, что известно на этот счет и на данный момент, так это то, что, со слов самого Маска, эти люди уже внесли «серьезную предоплату». Но еще более важным вопросом является то, каким, черт возьми, образом эти люди смогут подготовиться к космической миссии, когда даже у профессиональных астронавтов уходят годы на подобные подготовки? Ответы на эти вопросы такие: ¯_(ツ)_/¯ и ¯_(ツ)_/¯ соответственно.
Есть множество причин для того, чтобы остановиться и подумать перед тем, как отправлять неподготовленных для этого людей в космос. С точки зрения того же космического агентства NASA, кандидаты на звание астронавтов обязаны обладать рядом специальных требований – как физических, так и умственных. Согласно NASA, если человек не обладает степенью бакалавра в «инженерии, биологических науках, физике, компьютерных науках или математике», то заявки, поданные такими людьми, даже не будут рассматривать. Однако просто обладать знаниями — недостаточно. Кандидаты в астронавты должны «иметь как минимум 3-летний опыт работы в соответствующей образованию сфере с постоянным повышением в должности или по крайней мере минимум 1000 часов налета на реактивном самолете в качестве пилота».
Эти требования, несмотря на свою кажущуюся завышенность, полностью оправданы, потому что в космосе балбесы никому не нужны. Если что-то пойдет не так (а такие вещи встречаются очень часто), астронавты должны обладать выдержкой и хладнокровием для того, чтобы принимать сложные решения, нередко требующие научных и технических знаний.
Помимо умственных способностей, все кандидаты в ту же американскую космическую программу должны пройти серию физических испытаний, и если повезет и кого-то в конечном итоге отберут, то после этого, как правило, следует двухлетняя подготовка в Центре космических полетов имени Джонсона. Согласно официальному сайту NASA по программе отбора и подготовки астронавтов, все веселье начинается именно здесь:
«В рамках тренировочной программы подготовки в астронавты кандидаты, перед тем как перейдут к летным тренировкам, должны успешно завершить военную программу подготовки выживания на воде, которая обязательно пригодится им в рамках тренировок выхода в открытый космос. По завершении программы каждый кандидат должен получить сертификат, свидетельствующий об их квалификации по использованию акваланга. Все кандидаты в астронавты должны пройти водные тесты в течение первого месяца своего обучения. Каждый кандидат должен без ограничения по времени обладать возможностью проплыть три длины 25-метрового бассейна без остановок, а затем еще три длины бассейна, будучи облаченным в летный костюм и теннисные кроссовки. После этого каждому, находясь в летном костюме, необходимо продержаться на плаву в течение 10 минут».
После того как кандидат завершит прохождение базовых тренировок, его могут отобрать (а могут и не отобрать) к выполнению конкретной миссии, тренировки перед которой потребуют еще гораздо больше времени. Помимо тренировок в условиях микрогравитации, изучения робототехники и многого другого, кандидатам в пилоты космических аппаратов в обязательном порядке ежемесячно необходимо будет совершать 15-часовой налет на одном из двух тренировочных сверхзвуковых самолетов «Northrop T-38 Talon». Даже для кандидатов не в пилоты космических аппаратов ставится требование в минимальном 4-часовом месячном налете.
Художественное представление космического аппарата «SpaceX ITS» («Interplanetary Transport System»/«Межпланетная Транспортная Система»)
Очень маловероятно, что богатые энтузиасты и клиенты компании SpaceX смогут подойти под большинство требований, устанавливающихся тем же NASA перед своими астронавтами. Обо всех же требования речи вообще не идет. Там бракуют даже лучших из лучших. Поэтому такие люди, как, например, Марк Шелхамер, являющийся бывшим главным научным консультантом NASA Human Research Program, сомневаются в том, что SpaceX успеет все и всех подготовить к следующему году.
«Я поддерживаю попытки Маска и его энтузиазм, а также аплодирую тому, чего он уже достиг», — прокомментировал Шелхамер.
«Однако желание отправить двух непрофессионалов к Луне на новом космическом аппарате, новой ракете и все это в течение двух ближайших лет? Очень сомневаюсь. Не получится».
Несмотря на гипотетическую возможность того, что ракета-носитель SpaceX «Falcon Heavy» и космический аппарат «Dragon 2» смогут осуществить несколько других космических полетов еще до фактического полета к Луне, с уверенностью предсказать, что такой полет действительно состоится в течение двух ближайших лет, никто не в состоянии.
«О пилотируемых космических полетах на данный момент со стопроцентной уверенностью известно только одно: в рамках каждого полета может что-то произойти», — продолжает Шелхамер.
«Именно поэтому мы отправляем в космос только профессиональных астронавтов, высококвалифицированных и прошедших множество экстенсивных тренировок. Особенно когда речь идет о новом оборудовании, которое нужно проверить в тот или иной раз. Здесь вам необходимы люди, способные справиться с возможными аномалиями и чрезвычайными ситуациями. Именно это характеризует настоящего профессионала. Именно этим они занимаются и именно за это они ценятся. По этой же причине первыми американскими астронавтами стали высококвалифицированные летчики-испытатели».
За примером того, каким образом годы тренировок могут стать спасением в случае чрезвычайных ситуаций, далеко ходить не нужно – «Аполлон-13». Поврежденный бак с кислородом поставил команду экипажа «Аполлон-13» в ситуацию между жизнью и смертью. Астронавтам даже пришлось переместиться в лунный посадочный модуль и на базе различных частей на борту корабля собрать портативную систему очистки воздуха от углекислого газа. Разумеется, с момента миссий «Аполлон» в среде космических технологий были достигнуты небывалые высоты, но это совсем не означает, что полет на Луну будет совершенно безопасным и полностью лишенным каких-либо рисков. И хотя SpaceX уже успела совершить несколько успешных (беспилотных) путешествий к МКС, полет на Луну – будь он пилотируемым или беспилотным – это совсем иной уровень.
«Полет на Луну гораздо сложнее полета на МКС. Тут даже спорить не о чем», — комментирует Шелхамер.
И все же, несмотря на все сказанное, Илон Маск, кажется, совсем не беспокоится о безопасности и подготовке своих будущих лунных туристов.
«Разумеется, это будет рисковый полет», — заявил Маск в разговоре с Gizmodo, когда ему был адресован вопрос о подготовке космических туристов, а также о безопасности их здоровья.
«И хотя перед этим мы определенно проведем множество запусков «Falcon Heavy» и «Dragon 2», для нас это станет первым пилотируемым космическим полетом в дальний космос».
Если все пойдет согласно установленному плану, SpaceX отправит беспилотную миссию «Dragon 2» к МКС к концу этого года. В 2018 компания собирается осуществить первый пилотируемый полет космического аппарата «Dragon 2» к МКС, а уже следом за этим приступить к лунной экскурсии.
Однако на вопрос о деталях физической и психологической подготовки первых космических туристов SpaceX, а также о том, как эта подготовка выглядит в сравнении с подготовкой астронавтов NASA, Маск отвечать отказался, правда, добавив, что, возможно, «через несколько месяцев» об этом появится новая информация.
«Если не будет наблюдаться никаких проблем со здоровьем (в частности с сердечно-сосудистой системой) и если у них хорошая плотность костей, так в условиях микрогравитации будет наблюдаться некоторая потеря плотности костной ткани, которая затем восстановится в условиях земной гравитации, то, пожалуй, основной риск будет связан с возвращением (обратным входом в атмосферу), а также возможными системными сбоями в дальнем космосе, когда аппарат будет находиться в затененной области Луны, где есть вероятность на время потерять с ним связь», — заявил Маск.
И все же не может не радовать тот факт, что SpaceX по крайней мере не игнорирует вопросы, связанные с риском для здоровья. В конце концов изменение плотности костей действительно может носить за собой потенциальные осложнения. Первые результаты исследований NASA здоровья близнецов – астронавтов Скотта и Марка Келли – показали, что космические полеты оказали на организм Скотта более серьезное влияние, вплоть до хромосомного уровня. Несмотря на то, что Скотт Келли провел в космосе целый год, а планируемое время лунной экспедиции SpaceX составит что-то около одной недели (или чуть больше), до конца не решен вопрос о возможном более быстром проявлении последствий от космического полета.
Например, совсем недавно было обнаружено, что в результате космических полетов у астронавтов изменяется форма мозга. Даже у тех, кто провел на борту МКС всего две недели, позже наблюдались некоторые изменения в форме и объеме серой материи, которая отвечает за такие функции нашего организма, как мышечный контроль, память и эмоции. Ученые, проводившие это исследование, до конца не уверены в том, какими именно последствиями для здоровья это может обернуться в отдаленной перспективе.
Все это сказанное выше приведено к тому, что вероятность полной подготовки двух человек к космическому полету менее чем за один год — практически нулевая. Тем не менее если рассматривать вопрос на фоне основной мечты Маска – отправки тысячами рядовых граждан на Марс, — то его желание отправить в космос пару «морских свинок» действительно может иметь смысл, и в успех этой затеи даже хочется верить. Если мы (человечество), как считает Маск, собираемся стать «межпланетным видом», то нам необходимо понять и принять и то, что обычным людям рано или поздно придется согласиться взвалить на свои плечи связанные с этим разумные риски. И чем быстрее мы это сделаем, тем лучше.
И если уж совсем говорить откровенно, может быть, лунные туристы SpaceX действительно пройдут очень серьезную подготовку, ведь, в конце концов, мы понятия не имеем, каким образом проходит эта подготовка. Кроме того, не стоит исключать возможность задержки. В космическом бизнесе такое часто происходит, а уж если говорить о «наполеоновских» планах Маска – и подавно.
В конце хотелось бы все же отметить, что, несмотря на желание многих из нас однажды отправиться в космос — а у некоторых из нас, возможно, это однажды и получится, — подходить к этому вопросу все-таки следует более ответственно. Заселить и разрушить оставшуюся часть Солнечной системы мы всегда еще успеем.