Home / Экономика и финансы / Вежливые деньги

Вежливые деньги

На практике некоторые банкиры переняли худшие методы коллекторов, за это их надо наказывать. Фото: Сергей Куксин/ РГ

В наши дни инициатива приобретает особую актуальность, так как многие должники попали в непростую ситуацию и просрочили платежи. А у банкиров велик соблазн надавить на человека, чтобы тот отдал хоть последнюю рубашку, но расплатился.
Режим самоизоляции не помеха для мастеров грубого слова: выпить всю кровь из человека вполне можно по телефону, технологии отработаны. В 2017 году вступил в силу закон, который ввел строгие правила взыскание долгов. Самое главное: с должниками надо общаться культурно и в меру. Убеждать и договариваться, а не давить и оскорблять.
<!—

—>
Для нарушителей предусмотрены штрафы. Однако соответствующая статья КоАП сформулирована так, что под нее сегодня попадают только коллекторы. В итоге, как рассказывают практики, именно банкиры переняли хамские методы коллекторов. Поэтому группа депутатов выступила с инициативой внести правки в КоАП, чтобы банкиры отвечали перед судом за непотребное поведение с должниками.
Любопытно, что поначалу, когда закон был принят, банки привлекали к ответственности. Например, в 2017 году кредитную организацию в Костроме оштрафовали на 20 тысяч рублей за то, что ее работники часто звонили неплательщику с требованием погасить задолженность.
Однако практика складывалась противоречивая. В одних судах банкиров штрафовали за неурочные звонки, в других нет. В итога в прошлом году Верховный суд России вынес решение, ставшее поворотным: штрафовать нельзя.
Некая жительница Башкортостана еще в 2015 году взяла кредит на покупку машины, но через некоторое время платить перестала. Работники банка повели себя грубо и начали оказывать на нее психологическое давление с требованием погасить задолженность. Они писали должнице в соцсетях сообщения нецензурного содержания, угрожали применением физической силы и причинением вреда здоровью. Кроме того, как сказано в решении суда, банк взаимодействовал с третьими лицами, и тем самым раскрыл сведения о должнике, что также недопустимо.
Банкиры нашли должницу в социальной сети, и засыпали ее угрозами. Это было незаконно, однако наказать нарушителей оказалось невозможно
Неплательщица пожаловалась на банк судебным приставам, они вычислили банкировгрубиянов по IP-адресу и составили протокол об административном правонарушении. НИжестоящие суды признали, что банк нарушил закон, и оштрафовал его на 20 тысяч рублей. В 2019 году банк оспорил решение в Верховном суде, а высокая инстанция отменила наказание, решив, что статья КоАП о нарушении при возврате задолженности на банки не распространяется. Наказывать в таком случае могут лишь коллекторов. Именно на это решение теперь ориентируется суды.
Теоретически, наказать банкиров, обижающих своих должников, может Центробанк. По данным Банка России в прошлом году туда поступило 55,5 тысяч жалоб от граждан по вопросам потребительского кредитования. Из них 21,9 процента жалоб, то есть более 12 тысяч, были связаны с какими-то действиями банкиров при взыскании долгов. Информации о том, как часто подтверждались сигналы и какие меры были приняты к нарушителям, нет.
<!—

—>
В случае, если законопроект будет принят, за частые звонки, письма с угрозами и оскорблениями, банкам будет грозить штраф от двадцати до двухсот тысяч рублей.
Кстати, Минюст предложил внести изменения в закон о защите прав и интересов граждан при сборе долгов. Таким образом, взыскать задолженность смогут только юридические лица, включенные в государственный реестр. Предполагается, что такое нововведение защит права граждан от недобросовестных участников рынка возврата просроченной задолженности. Банки, желающие работать с неплательщиками самостоятельно, также должны вставать на учет в реестры службы судебных приставов.
Досье «РГ»
По данным Банка России на 1 апреля, физическим лицам выдано кредитов на общую сумму более 18,1 триллиона рублей. Из них просроченной задолженность составила 790 миллиардов рублей. По данным Федеральной службы судебных приставов, за год в ведомство поступило 28,4 тысяч жалоб от граждан, считавших, что в процессе взыскание задолженности были нарушены их права. В том числе 9,3 тысячи жалоб поступили в отношении коллекторов, 13 тысяч в отношении микрофинансовых организаций, 2,7 тысяч — в отношении кредитных организаций. В итоге суды по 2,2 тысячам. дел назначили штрафы на общую сумму 114,7 миллионов рублей.

Советуем посмотреть

Банкир назвал три табу при выдаче ипотеки

Банки должны соблюдать некоторые правила при выдаче ипотеки. В первую очередь речь идет о запрете …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.