Похолодание вынуждает Украину наращивать отбор газа из хранилищ, что может в итоге может привести к его нехватке и создать риски для транзита, о которых Россия предупреждала еще в 2016 году. Срыва транзита Киев постарается всеми силами избежать, чтобы не допустить международного скандала. Но и обращаться к России за дополнительными объемами газа Украина не станет — скорее предпочтет ограничить поставки собственным потребителям.
Украина продолжает отбирать газ из подземных хранилищ ускоренным темпом. По данным «УкрТрансГаза», на 8 января в ПХГ находилось 11,459 млрд куб. м газа, суточный отбор составил 86,34 млн куб. м.
Эти показатели ниже, чем были 6 января, когда отбор достиг 100 млн куб. м в сутки (причем еще 4 числа было лишь чуть более 60 млн куб. м), однако все равно превышают прогнозные 50 млн куб. м в день, о которых ранее говорил глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев.
Также Коболев ранее говорил, что минимальный уровень газа в ПХГ к концу отопительного сезона не должен опуститься ниже 8 млрд куб. м. Отопительный сезон на Украине официально завершается 15 апреля, однако, как отмечает сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич, в последние годы, как правило, это происходит раньше.
По словам эксперта, если исходить из суточного отбора в 80-100 млн куб. м в январе-феврале, то до апреля газа в украинских ПХГ должно хватить (в марте уровень отбора должен снизиться в связи с повышением температуры). Впрочем, в любом случае в хранилищах к апрелю окажется меньше 8 млрд кубов, хотя многое, безусловно, будет зависеть от погоды.
Объем технологического газа в ПХГ (то есть критическая отметка, ниже которой запасы не должны опускаться) составляет 4,9-5 млрд куб. м.
«Но кроме того, нельзя допускать падения запасов до данных значений, существует проблема покрытия суточных пиков, — предупреждает Марунич. — К примеру, если будет холодно (-15 градусов и ниже на протяжении 15 и более дней) в феврале, очень высока вероятность, что «УкрТрансГаз» не сможет покрывать пики потребления с помощью отбора из ПХГ».
Сейчас максимальная суточная производительность подземных газохранилищ — около 118 млн куб. м, но, как отмечает эксперт, по мере отбора она будет снижаться (чем меньше газа в ПХГ — тем меньше давление, соответственно, тем меньшие объемы можно поднять из-под земли).
Россия еще в прошлом году неоднократно предупреждала, что Украине может не хватить запасенного на зиму газа (14,5-14,7 млрд куб. м к началу отопительного сезона). А это, как говорил глава «Газпрома» Алексей Миллер, несет угрозу транзиту российского газа через украинскую территорию.
При этом запросы европейских потребителей постоянно растут, «Газпром» с начала года уже несколько раз обновил рекорды суточных поставок. 8 января был зафиксирован очередной исторический максимум — 621,8 млн куб. м (речь идет об общих поставках «Газпрома» в дальнее зарубежье, не только через Украину).
Кстати, в том числе с потенциальными украинскими рисками рынок и связывает желание европейских контрагентов «Газпрома» закупить как можно больше газа.
«Низкие запасы газа в подземных хранилищах и рост потребления газа в ЕС может привести к тому, что «Нафтогаз» не справится с транзитом даже 150 миллионов кубометров», — приводит РИА «Новости» слова члена Наблюдательного совета украинского Института энергетических стратегий Юрия Корольчука.
При этом сейчас транзит, по словам Корольчука, составляет почти 300 млн куб. м газа в сутки. ««Нафтогаз» не сдал экзамен и дал основания сомневаться, что в подземных хранилищах достаточно газа для отопительного сезона», — отмечает украинский эксперт.
Решением проблемы могли бы стать дополнительные закупки российского газа, от которого Украина отказалась еще в конце 2015 года, положившись на собственную добычу и реверсные поставки. Киев не против закупок у «Газпрома» как таковых (речь шла о 1,5-4 млрд куб. м), но настаивает на заключении дополнительного соглашения к действующему контракту.
По мнению украинской стороны, в новом документе должен быть прописан отказ от применения take-or-pay (принцип «бери или плати», подразумевающий, что клиент должен оплатить не менее определенной доли от законтрактованных объемов вне зависимости от того, сколько газа было отобрано в действительности). Кроме того, Киев настаивал на прекращении поставок российского газа в самопровозглашенные республики ДНР и ЛНР.
Россия, в свою очередь, заявляла, что заключение допсоглашения является нецелесообразным, так как в настоящее время в Стокгольмском арбитраже проходят слушания по взаимным претензиям «Газпрома» и «Нафтогаза Украины». Как говорил в декабре глава российского Минэнерго Александр Новак, любые изменения в контракте могут быть использованы другой стороной в рамках судебного разбирательства.
Представитель «Газпрома» во вторник был недоступен для комментариев. По мнению Дмитрия Марунича, Киев постарается сделать все, чтобы транзит не пострадал, так как это вызовет широкий резонанс. Но к России Украина будет обращаться в последнюю очередь.
«Скорее всего, в случае нехватки газа будут вводиться ограничения на поставки украинским промышленным потребителям», — полагает эксперт.
Украина готова нести убытки, лишь бы не закупать российский газ на условиях Москвы. Александр Новак отмечал, что уже к середине декабря «Нафтогаз», закупая топливо в Европе по реверсу, уже переплатил (по сравнению с российский ценой) $70 млн.
Еще раньше, в январе 2016 года, украинский президент Петр Порошенко открыто признал, что Украина зимой 2015-2016 годов «нашла в себе силы сказать «нет, спасибо» на российское предложение, несмотря на то, что цена была на 30% ниже, чем у европейцев.
При этом с начала года снизились и реверсные поставки газа на Украину. Как сообщил во вторник оператор ГТС Словакии компания Eustream, с 1 по 10 января они сократились почти на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
По данным Eustream, Украина импортировала по реверсу из Словакии (основной реверсный маршрут) 405 млн куб. м газа, тогда как прошлом году за те же первые 10 дней января поставки составили 427,2 млн куб. м.
Следует отметить, что прошлый год был для Украины проще, так как зима оказалась более теплой, чем нынешняя, но главное — осенью 2015 года «Нафтогаз» купил дополнительные 2 млрд куб. м газа у России.