Новый механизм санации банков, подразумевающий прямое участие в нем ЦБ, вряд ли будет более прозрачным и эффективным, считает рейтинговое агентство S&P. В то же время аналитики считают, что он позволит снизить расходы регулятора на санацию и повысить контроль за их использованием. При этом объем средств на оздоровление банков будет снижаться и «естественным путем», поскольку ЦБ в последнее время предпочитает не санировать банки, а отзывать у них лицензию.
Международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings сомневается, что новый механизм санации банков сможет устранить существенные недостатки действующей процедуры. Об этом говорится в аналитическом отчете агентства (есть в распоряжении «Газета.Ru»).
«Неясно, смогут ли новые правила устранить существенные недостатки действующего механизма, повысить его прозрачность и усилить контроль за рисками, возникающими в процессе санации проблемных финансовых институтов», — отмечают эксперты.
Согласно принятым в феврале этого года в первом чтении Госдумой поправкам в действующее законодательство (в том числе в закон «О несостоятельности»), санацией проблемных банков займется не Агентство по страхованию вкладов, как сейчас, а непосредственно Банк России.
Финансировать санацию предполагается за счет Фонда консолидации банковского сектора, формируемого из денежных средств ЦБ. Акции и другое имущество санируемого банка, приобретенные регулятором за счет средств фонда, могут передаваться в доверительное управление управляющей компании, единственным учредителем которой выступит ЦБ. Как отмечалось в пояснительной записке к документу, эти изменения были направлены на повышение эффективности, снижение расходов и сокращение сроков финансового оздоровления.
По мнению аналитиков S&P, нынешний процесс финансового оздоровления банков непрозрачен. Например, не всегда ясно, каким образом Центробанк определяет проблемные банки, которым необходимо оказывать помощь в рамках санации, как происходит выбор инвесторов, ответственных за реализацию плана санации, а также как осуществляется оценка объема выделяемых средств. Прямое участие ЦБ в качестве санатора банка никаких изменений не принесет, считают эксперты.
«По нашему мнению, законопроект не предусматривает механизмов для повышения прозрачности процедуры санации», — прокомментировали «Газете.Ru» ситуацию в S&P.
Рынку, в принципе, непонятно, как регулятор принимает решение о значимости и стоимости финансовой организации, отмечает аналитик направления «финансовые институты» S&P Екатерина Марушкевич. Она подчеркивает, что «хотелось бы в этом вопросе видеть больше прозрачности».
В частности, по словам аналитика, когда в Татфондбанке была введена временная администрация, то на протяжении трех месяцев все гадали, что же будет дальше с банком. Когда же ЦБ отозвал лицензию, то было непонятно, почему решение оказалось именно таким.
Напомним, что лицензия у Татфондбанка была отозвана 3 марта, а временная администрация была введена 15 декабря прошлого года. При этом весной 2016 года эта кредитная организация стала санатором банка «Советский», а ЦБ отклонил кандидатуры других банков («Российский капитал», МТС-банк, СКБ-банк).
Ситуация, когда у банка-санатора отзывают лицензию, не уникальна. Например, Пробизнесбанк был выбран санатором банка «Солидарность». Однако спустя некоторое время после этого в деятельности банка были обнаружены проблемы, и летом 2015 года ЦБ отозвал лицензию у Пробизнесбанка в связи с «неисполнением кредитной организацией федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также падением всех нормативов достаточности капитала ниже 2%».
Как отмечают аналитики S&P, в ряде случае последующая оценка финансового состояния санируемых банков выявила недооценку проблем по сравнению с первоначальным анализом АСВ. Однако несмотря на то, что ряд инвесторов обращались в Банк России за дополнительными средствами, только два из них — ВТБ и МСП-банк — получили запрошенные ресурсы.
В то же время аналитики видят и некоторые позитивные моменты в новом механизме санации.
По словам руководителя аналитического департамента ИК «Совлинк» Ольги Беленькой, прямое участие ЦБ позволит регулятору лучше контролировать использование средств, полученных для финансового оздоровления банками.
Кроме того, эксперт надеется, что расходы ЦБ на санацию в целом сократятся. Именно вопросы, связанные с эффективностью расходования средств и сроками их возврата, и заставили ЦБ изменить нынешнюю схему финансового оздоровления, вспоминает Ольга Беленькая.
Сейчас ЦБ выдает кредиты АСВ, а в случае принятия поправок Банк России сможет самостоятельно выделять деньги на оздоровление банков. Согласно отчету АСВ, объем его задолженности перед Банком России на конец 2016 года составил 549 млрд руб.
Кроме того, аналитики S&P считают, что в 2017–2018 годах снижению расходов будет способствовать уменьшение количества санируемых банков. Банк России предоставит меньше средств на цели финансового оздоровления, чем в среднем в 2008–2015 годах.
«Объем финансирования достиг пикового уровня в 2015 году, когда было санировано 15 банков, а банкам-санаторам и проблемным банкам было предоставлено 486,59 млрд руб. После этого в 2016 году процедура финансового оздоровления была начата в отношении только одной небольшой финансовой организации (АО «Экономбанк»)», — отмечают в агентстве S&P.
Банкир из топ-50, пожелавший остаться анонимным, также говорит: «Уже сейчас мы видим, что часть проблемных банков, по которым эксперты ожидали санацию, лишились лицензии».
С момента прихода Эльвиры Набиуллиной на пост главы Центробанка в июне 2013 года Банк России начал активную деятельность по зачистке банковского рынка от слабых игроков. Например, за прошлый год Центробанк отозвал лицензии у 97 банков, установив своеобразный рекорд. В 2014 году регулятор лишил лицензии 86 банков, в 2015-м — 93. Количество кредитных организаций, имеющих право на привлечение вкладов населения, сократилось до 525 единиц по состоянию на 1 декабря 2016 года.
Ольга Беленькая надеется, что в итоге ЦБ учтет замечания аналитиков S&P, касающиеся повышения прозрачности санации.
Представители АСВ и ЦБ от комментария отказались.