Четверг , 28 Март 2024
Home / Экономика и финансы / ЦБР в ближайшее время завершит переход к нейтральной политике — Набиуллина

ЦБР в ближайшее время завершит переход к нейтральной политике — Набиуллина

© Reuters. Председатель Банка России Эльвира Набиуллина во время интервью агентству Рейтер в Москве

Елена Фабричная, Андрей Остроух, Татьяна Воронова

МОСКВА (Рейтер) — Банк России в ближайшее время завершит переход от умеренно жесткой к нейтральной денежно-кредитной политике и ключевая ставка может оставаться в диапазоне 6-7 процентов, пока регулятору снова не придется ужесточать политику для подавления инфляционных рисков.

«Пока мы считаем, что уровень нейтральной ставки находится в коридоре от 6 до 7 процентов, ближе к верхней границе», — сказала глава ЦБР Эльвира Набиуллина в интервью Рейтер.

ЦБР вслед за инфляцией несколько лет подряд снижает ключевую ставку, в последний год темпы сокращения ставки замедлились и, как ожидают опрошенные Рейтер аналитики, на заседании 15 июня регулятор снова сохранит ее на уровне 7,25 процента на фоне ослабления рубля и повышения цен на бензин, подстегнувшего инфляционные ожидания.

Глава ЦБР сказала, что сейчас говорить о том, какое решение будет принято на июньском заседании, невозможно, но регулятор движется к нейтральному диапазону ставки, а с какой скоростью — будет зависеть от известного набора внутренних и внешних факторов, в том числе, будет ли к тому времени больше ясности о предложениях правительства в налогово-бюджетной сфере.

«Уровень нейтральной ставки — это оценочная величина и нам предстоит нащупать тот уровень ставок, который будет соответствовать нейтральной денежно-кредитной политике, то есть не приводить ни к росту, ни к уменьшению инфляции, и держать инфляцию вблизи таргета при полной загрузке производственных мощностей, при равновесной безработице», — сказала Набиуллина.

Если правительство реализует успешный пакет реформ, которые изменят структуру экономики, это может привести к снижению страновой премии за риск, а следовательно и к более низкому значению нейтральной ставки.

«С ходом, надеюсь, успешным, реализации структурных реформ, страновая премия может падать, если экономика будет более диверсифицирована, более устойчивая. Это будет при стабильной макроэкономической ситуации. Уменьшение страновой премии может привести к снижению диапазона нейтральной ставки, но на данный момент мы пока остаемся в рамках прежних оценок», — сказала Набиуллина.

Отвечая на вопрос, можно ли воспринимать диапазон 6-7 процентов как некие границы для движения ключевой ставки в ближайшие годы, Набиуллина сказала:

«Если мы посчитаем, что в этот период нам нужна нейтральная денежно-кредитная политика, то да. Потому что если возникнут какие-то факторы, которые повысят инфляционные риски, нам нужно будет перейти опять к более жесткой политике, или наоборот, если риски снизятся и возникнет угроза снижения инфляции, теоретически возможен переход в сторону мягкой денежно-кредитной политики».

«Но, конечно, наша оценка пока — в ближайшее время мы должны перейти к нейтральной денежно-кредитной политике».

РЕФОРМЫ И ИНФЛЯЦИЯ

По оценке главы ЦБР, возможные правительственные реформы, включая повышение НДС до 20 процентов, могут добавить к инфляции 1,5-2,0 процентного пункта. Главный инфляционный риск представляло бы введение налога с продаж, но власти отказались от этой идеи.

«Мы оценивали действительно разные варианты, те, по которым появлялась какая-то информация, разные сочетания. Учитывая, что министерство финансов сказало, что налог с продаж вводить не будет, все другие варианты дают нам оценку потенциального роста инфляции в пределах 1,5, максимум 2,0 процентных пункта», — сказала Набиуллина.

ЦБР ждет ясности с реформами, чтобы оценить и вторичные эффекты, связанные с ожиданиями населения, ведь если по льготной группе потребительских товаров будет повышена ставка НДС с 10 до 20 процентов, это может оказать значительное влияние на инфляцию и ожидания.

Власти уже объявили, что создадут внутри бюджета временный фонд объемом до трех триллионов рублей, или около 3,0 процента ВВП, за шесть лет ради вложений в инфраструктуру, для чего правительство увеличит расходы и будет больше брать в долг.

Набиуллина поддерживает идею создания фонда и надеется, что этот проект сможет стать структурной реформой.

Наращивание госдолга для благих целей глава ЦБР называет допустимым и управляемым с точки зрения инфляционных эффектов процессом:

«Минфин занимает ежегодно 1,6-1,7 триллиона рублей на внутреннем рынке, и если он будет занимать дополнительно, возьмем круглую цифру — около 1 триллиона, это даст рост долга где-то на 1 процентный пункт, это не очень высокие темпы роста и с точки зрения макроэкономической стабильности это возможно».

«Эффекты на инфляцию будут зависеть от того, на сколько конкретно вырастет долг и за счет каких инструментов, но в целом, на наш взгляд, это управляемый процесс и никаких инфляционных всплесков от этого не должно быть».

Правительство РФ также планирует приступить к завершению налогового маневра в нефтяной отрасли, а значит цены на топливо продолжат расти.

На вопрос готов ли ЦБР влиять на сопутствующую этому процессу инфляцию ставкой или как и в случае с акцизами более предпочтительна ручная настройка правительства, Набиуллина сказала:

«Мы своей денежно-кредитной политикой влияем прежде всего на общий уровень цен. Если в структуре потребительской корзины цены на какие-то товары растут быстрее, значит, на другие они будут расти медленнее».

«Это касается не только цен на бензин. Когда мы обсуждали с правительством тарифы естественных монополий, поднимали ту же самую проблему: если регулируемые тарифы естественных монополий будут расти темпами выше инфляции, это означает, что по всем остальным товарам они будут расти меньше, по некоторым будет даже дефляция, что негативно может сказаться на финансовом состоянии тех отраслей, где цены будут расти существенно ниже инфляции или даже снижаться».

Принятое правительством решение о снижении акцизов с 1 июня 2018 года на 3.000 рублей за тонну на бензин и на 2.000 рублей за тонну – на дизельное топливо, а также об отмене утвержденного в прошлом году повышения акцизов в июле 2018 года на 700 рублей должно исправить ситуацию. Но к удешевлению топлива не приведет.

«Если брать расчетный прямой эффект, то такое снижение акцизов на бензин и дизельное топливо должно было бы привести к снижению цен по этим товарам где-то на 4-5 процентов. Но скорее всего, этого не произойдет, потому что в розничной торговле нефтепродуктами сейчас достаточно низкая маржа и, вероятно, снижение акцизов приведет к восстановлению маржи у розничных продавцов нефтепродуктов. На наш взгляд, лучшим сценарием в этой ситуации может быть то, что остановится рост цен», — сказала Набиуллина.

«Но в любом случае, мы исходим из того, что цены на бензин не будут расти такими высокими темпами, как в предыдущие месяцы».

Глава ЦБР ждет инфляцию по итогам 2018 года между 3 и 4 процентами, до конца июня она будет оставаться примерно на текущих уровнях — 2,4 процента, а потом пойдёт в сторону 4 процентов.

В августе и сентябре возможна сезонная дефляция в месячном выражении, но влияние урожая на инфляцию снижается, и связанная с ним волатильность цен будет с каждым годом уменьшаться.

МАКРОПРУДЕНЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ

Золотовалютные резервы России уже в следующем году могут достичь уровня $500 миллиардов, хотя в это мало кто верил, говорит Набиуллина. После прохождения этой отметки регулятор не намерен останавливаться и продолжит операции в рамках бюджетного правила.

«Мы действительно, можем достигнуть этой цифры в обозримом будущем, но дальше будет продолжать действовать бюджетное правило. В связи с тем, что мы достигнем $500 миллиардов, его никто не отменит. Бюджетное правило нам нужно для того, чтобы стабилизировать ситуацию и создать дополнительную подушку безопасности на случай снижения цен на нефть и для уменьшения зависимости бюджета от конъюнктурных нефтяных доходов, снижения ненефтегазового дефицита бюджета. Это придает дополнительную стабильность всей бюджетной системе», — сказала глава ЦБР.

«Бюджетное правило будет в полной мере действовать и дальше, мы его продолжим исполнять».

Наращивая «подушку» безопасности в виде резервов, Центробанк снижает зависимость экономики от внешних рисков, последовательно реализуя политику дедолларизации — резервирование по кредитам в иностранной валюте поэтапно повышается.

«Зависимость российской экономики, экспорта, доходов бюджета от конъюнктуры рынка нефти уменьшилась, мы это видим и на показателях валютного курса, который меньше зависит от нефти и, соответственно, и на инфляции. Но пока зависимость сохраняется, поэтому политику девалютизации Центральный банк будет продолжать. Мы действуем последовательно, не допуская каких-то резких шагов».

В банковских кредитах населению и бизнесу доля валютных кредитов за два года упала с 31 до 21 процента, на 10 процентов сократилась доля валютных депозитов.

«Мы сейчас готовим предложения по дальнейшим шагам, повышению коэффициентов резервирования по валютным кредитам всем заемщикам, включая экспортеров. К ним раньше эта норма не применялась, потому что есть естественный хедж — экспортная выручка, но так как цена на нефть достаточно волатильна, мы должны учитывать системные валютные риски, поэтому должны и на экспортеров распространить макропруденциальные меры».

(Редактор Антон Зверев)

sponsoredArticle = ‘div-gpt-ad-1466339494851-0’;

Советуем посмотреть

Банкир назвал три табу при выдаче ипотеки

Банки должны соблюдать некоторые правила при выдаче ипотеки. В первую очередь речь идет о запрете …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.