Больше всего россиян волнуют проблемы ЖКХ — вопросы именно на эту тему президенту Владимиру Путину стали самыми популярными. Число аварий в теплоснабжении в ряде регионов достигло критического уровня. Перед выборами региональные и федеральные власти предпочитают перекладывать ответственность друг на друга, а износ сетей между тем доходит до предела.
Самой популярной темой вопросов к президенту Владимиру Путину в этом году стала проблема жилья и коммунально-бытового обслуживания. Этой теме по состоянию на вечер среды было посвящено около 15%, или порядка 47 тыс. всех заданных вопросов.
По данным Роспотребнадзора, в 2015 году доля жалоб на ЖКХ составила почти четверть (24%) от всех обращений, ситуация в этом году стала еще серьезнее.
Так, например, в Калужской области с начала года в жилищную инспекцию поступило почти 7 тыс. обращений, из которых около 40% были связаны с вопросами отопления и горячего водоснабжения.
В Челябинской области, по данным Госжилинспекции, более половины обращений за 2015 год касались качества предоставления и оплаты услуг ЖКХ.
Количество аварий в некоторых муниципальных образованиях было настолько большим, что контроль за ситуацией были вынуждены взять федеральные власти. По данным Минстроя, в текущем отопительном сезоне наиболее тревожной можно назвать ситуацию в Ижевске, Смоленске, Санкт-Петербурге.
В Санкт-Петербурге только за текущий январь произошла целая серия аварий на теплосетях. В результате одной из них в зону ограниченного теплоснабжения на Васильевском острове попали 673 здания, из которых 500 жилых домов и девять лечебных учреждений, в том числе родильный дом и детская больница. В Смоленске с начала года произошло не менее пяти крупных аварий на теплосетях, в результате каждой из которых было нарушено теплоснабжение по меньшей мере 50 жилых домов.
Наиболее остро проблема с аварийностью в текущем отопительном сезоне встала в столице Удмуртии.
В новогодние праздники жители нескольких десятков домов Ижевска оказались без отопления и горячей воды. Ситуация накалилась настолько, что 22 января из-за перебоев в теплоснабжении в Ижевске был введен режим чрезвычайной ситуации (ЧС), который продлился до 10 февраля.
Катастрофическая ситуация с теплоснабжением в прямом смысле докатилась даже до Кремля.
17 марта, в тот же день, когда в Москве состоялся круглый стол по вопросам развития теплоснабжения в России, на улице Серафимовича вблизи Кремля прорвало трубу с горячей водой. И это при том, что износ теплосетевого оборудования в Москве находится на одном из самых низких уровней в России.
При этом официальной статистики аварий «Газете. Ru» получить у Ростехнадзора не удалось. Как уточнили в ведомстве, в конце ноября правительство постановило утвердить новые форму и порядок оформления актов и отчетов об аварийных ситуациях в теплоснабжении. Сделать это необходимо в 6-месячный срок, то есть до конца мая. Пока предложенные Ростехнадзором формы не прошли межведомственное согласование. До тех пор пока их не утвердят, статистические данные формироваться не будут.
ЖКХ вступило в электоральный цикл
В преддверии выборов в Госдуму, которые состоятся в конце 2016 года, вопрос с жалобами на качество услуг ЖКХ перешел в политическую плоскость.
По причине неудовлетворительного состояния жилищно-коммунального хозяйства в регионах произошли несколько громких отставок.
Так, из-за резкого всплеска аварийности был отправлен в отставку вице-премьер Удмуртии Андрей Сивцов, а на нескольких других чиновников ижевской администрации были заведены уголовные дела. По данным источников «Газеты.Ru» в правительстве, уход Шевелева с поста губернатора Тверской области также был во многом связан с ростом аварийности в системах отопления и водоснабжения. В начале февраля в Твери из-за аварии лишились теплоснабжения 158 жилых домов. Одна из последних масштабных аварий произошла в конце февраля, незадолго до того, как Шевелев подал в отставку по собственному желанию. Тогда из-за прорыва трубопровода без воды остались более 140 тыс. жителей.
Острота проблемы растет, поскольку тема становится более значимой для электората, она все больше политизируется, отметил в разговоре с «Газетой.Ru» директор МИПЭ Евгений Минченко. «И ситуация недофинансирования, и неэффективного хозяйствования, и рост аварийности выводят эту тему на повестку дня, потому что это очень удобный повод для критики со стороны политических оппонентов», — добавил Минченко.
С другой стороны, по мнению вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина, произошедшие увольнения свидетельствуют о том, что федеральные власти пытаются переложить всю ответственность за проблемы ЖКХ на региональных чиновников. «Начался период тощих коров, у государства все меньше денег, чтобы заливать недовольство граждан, власти остается только наказывать, демонстрировать, что она бдит», — отметил в разговоре с «Газетой.Ru» Макаркин.
Критический износ
Основной причиной роста аварийности является крайне высокая изношенность производственных фондов. Согласно докладу «О ситуации в теплоснабжении в Российской Федерации», подготовленному Фондом энергетической безопасности, в ближайшие пять лет около 38–42% находящихся в эксплуатации мощностей ТЭЦ в Единой энергосистеме России (26–28 ГВт) достигнут паркового ресурса и потребуют инвестиционных решений по модернизации или замене оборудования.
Географически наиболее критичными являются регионы Уральского, Южного и Приволжского федеральных округов.
В Уральском ФО, по оценке ФЭБа, к 2020 году 48% мощностей ТЭЦ (около 7 ГВт) достигнут паркового ресурса. В Южном и Приволжском ФО в ближайшие пять лет потребуются инвестиционные решения по 43% действующим ТЭЦ (2 и 8,2 ГВт соответственно). Масштабного обновления требуют и тепловые сети, по которым тепло передается потребителям. По оценкам Минэнерго России, 68% теплосетей имеют 100-процентный физический износ. Количество аварий только на магистральных сетях выросло с 266 случаев/тыс. км в отопительный сезон 2007–2008 годов до 387 случаев/тыс. км в 2013 году, т.е. на 45%.
Именно на теплосетях и происходят наибольшее число аварий, пояснили «Газете.Ru» в Совете производителей энергии.
Часто квартальные сети находятся в плачевном состоянии, а собственники не спешат их обновлять. А зачастую такие теплосети и вовсе оказываются бесхозными. Энергетики отмечают, что муниципалитеты, которые обслуживают квартальные сети, уже находящиеся в крайне изношенном состоянии, не вкладывают средства в перекладку новых труб, а предпочитают тратить деньги лишь на устранение повреждений.
Ремонт не по карману
Подождать до лучших времен и не инвестировать в обновление производственных фондов не получится.
По оценке Минстроя, потребность жилищно-коммунального комплекса в инвестициях в течение ближайших пяти лет оценивается в 500 млрд руб., из них на теплоснабжение приходится около 200 млрд руб., еще 100 млрд. руб. — в водоснабжение.
Но в региональных бюджетах на прокладку новых теплосетей нет средств, а инвесторы, заинтересованные в получении прибыли, не спешат вкладываться в отрасль, объясняя это существующей тарифной системой, которая не обеспечивает необходимый уровень выручки для проведения ремонтов.
В некоторых регионах ситуацию удалось переломить благодаря переводу некоторых предприятий ЖКХ на государственно-частное партнерство. Если в 2014 году количество заключенных концессий составило 112 объемом 8 млрд руб., то в 2015 году была подписана уже 271 концессия на 70,8 млрд руб.
По данным Минстроя, в тех муниципальных образованиях, где были заключены концессии, аварийность в сфере теплоснабжения сократилась на 47%, в водоснабжении она понизилась на 21%.
Однако проблема остается. «Отрасль теплоснабжения — одна из немногих в российской экономике, которой вообще не коснулся инвестиционный ренессанс в 2000-е годы», — отмечает Наталья Порохова, директор группы исследований и прогнозирования Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА).
«В сравнимых тепловых единицах Россия производит больше тепла, чем электроэнергии, но инвестиции в тепло сейчас в 10 раз меньше, чем инвестиции в электроэнергетику», — поясняет Порохова.
По ее словам, главный вопрос упирается в долгосрочность тарифной политики и необходимость повышения тарифов на тепло, которое во многих регионах должно составить около 30% (по оценкам на 2014 год, когда была составлена «дорожная карта» реформирования теплоснабжающей отрасли). Но на такой рост тарифов в социально значимой сфере власти пока не решаются.