Вторник , 18 Февраль 2020
Home / Экономика и финансы / Тепловоз сигналит рынку

Тепловоз сигналит рынку

Как считает глава РЖД Олег Белозеров, «ДПР — это ключевой документ, который создает предпосылки для нашего активного развития до 2025 года. Цифры говорят сами за себя — почти 9 триллионов рублей инвестиций. Благодаря этому документу мы сможем привлечь около 4 триллионов рублей у инвесторов. Это сигнал рынку, сигнал производителям, что начинается очень активная работа».
Особое внимание в документе уделяется развитию механизма государственно-частного партнерства на железнодорожном транспорте (включая использование концессий) для финансирования строительства новых железных дорог с привлечением средств государственных источников и частных инвестиций (владельцев инфраструктуры, заинтересованных грузоотправителей и т.д).
<!—

—>
Согласно аналитическому обзору, подготовленному компанией «РЖД-Инвест», проектное финансирование и механизмы ГЧП обеспечивают четкое структурирование проекта и распределение рисков среди всех участников. Управленческие стимулы и эффективные экономические решения, свойственные частным компаниям, в сочетании с государственными возможностями позволяют существенно повысить объемы финансирования инфраструктурных проектов.
В 2018 году РЖД заключила два самых крупных концессионных соглашения в железнодорожной отрасли: на строительство железнодорожных линий Элегест — Кызыл — Курагино (192,4 миллиарда рублей) и Обская — Салехард — Надым (113 миллиардов рублей).
Эффективный менеджмент компаний в сочетании с государственными возможностями существенно повысит объемы инвестиций в инфраструктуру
Первое соглашение было подписано между Тувинской энергетической промышленной корпорацией (ТЭПК) «Кызыл — Курагино» и Росжелдором. В проекте — строительство однопутки протяженностью 410 километров, ГОКа на Элегестском месторождении, угольного портового терминала «Ванино» мощностью 15 миллионов тонн в год и создание тепловой электростанции. Предполагается, что на строительство железной дороги уйдет около пяти лет, на ГОК — четыре года, на угольный терминал — три года. Источник возврата инвестиций — доходы от использования инфраструктуры концессионера. Основные грузы, которые будут перевозиться по новой железной дороге, — угольный концентрат с Элегестского месторождения. Строительство дороги к Элегестскому месторождению является частью комплексного инвестиционного проекта (КИП) «Енисейская Сибирь», одного из первых концессионных проектов, способных изменить целые регионы нашей страны.
Строительство ветки Обская — Салехард — Надым общей протяженностью 353 километра, соединяющей Северную и Свердловскую магистрали и являющейся частью Северного широтного хода, вошло в проект, концессионное соглашение по которому подписали Росжелдор и компания «СШХ». В рамках проекта будут построены мост через Обь, железнодорожная линия Салехард — Надым и мост через Надым. Проект подразумевает не только создание новой железнодорожной инфраструктуры по концессионной схеме (привлечение средств частных инвесторов и средств государственной поддержки), но и реконструкцию существующих инфраструктурных объектов, финансирование которых обеспечат «Газпром» и РЖД.
Механизмы ГЧП и концессии способны обеспечить заявленный рост частных инвестиций в важнейшие инфраструктурные проекты
Первый замгендиректора «ВЭБ Инфраструктура» Дмитрий Твардовский считает, что в инвестиционной программе РЖД средств недостаточно: протяженность железнодорожных линий, имеющих ограничения пропускной способности, будет расти каждый год — с 8,2 тысячи километров в 2018 году до 9,4 тысячи в 2025-м. «Узкие» места сдерживают рост экспорта и развития экономики РФ. По его мнению, необходимо применять инструменты проектного финансирования и ГЧП для исполнения инвестиционной программы РЖД за счет внебюджетных источников.
Действительно, сегодня РЖД формирует совершенно новые ниши для частных инвестиций. Аналитики «РЖД-Инвест» также рассматривают «узкие места» как объекты строительства инфраструктуры будущего. Например, модернизацию существующих пунктов пропуска через государственную границу. Российское законодательство предусматривает такую возможность при условии безвозмездной передачи объекта в собственность государства. Возвратность инвестиций может быть обеспечена как за счет хозяйственной деятельности с использованием пункта пропуска, так и за счет дополнительных доходов от внешнеэкономической деятельности.
<!—

—>
Также одной из привлекательных ниш для региональных ГЧП-проектов может стать создание железнодорожной инфраструктуры для промышленных предприятий, расположенных на территории ОЭЗ и промышленных парков. Например, в феврале 2019 года было подписано первое в этой сфере концессионное соглашение по строительству железнодорожной линии между станцией Людиново-1 и территорией ОЭЗ «Калуга», объем инвестиций — 655 миллионов рублей. В перспективе рассматривается еще несколько проектов.
По словам губернатора Московской области Андрея Воробьева, государственно-частное партнерство сложно приживалось в регионах, но в последнее время многие из них «освоили этот предмет». Спикер считает, что Московская область находится в числе лидеров по привлечению частных инвестиций, особенно в инфраструктурные проекты, которые «не потянул бы бюджет, каким бы он ни был крепким».

Советуем посмотреть

Назван максимально возможный курс доллара

Григорьев Илья, Аналитик долгового рынка ИК Иволга Капитал, специально для «Российской газеты» рассказал об этих …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.