Дарья Корсунская
МОСКВА (Рейтер) — Предвыборные обещания президента Владимира Путина, обозначенные в очередном майском указе — обеспечить инвестиционный прорыв, вывести Россию в Топ-5 крупнейших экономик мира и снизить в два раза бедность — рискуют остаться на бумаге, считает Счетная палата.
В заключении на проект федерального бюджета на очередную трехлетку аудиторы пишут, что при прогнозируемом Минэкономразвития снижении цен на нефть и ослаблении курса рубля рост экономики в 2020-2024 годах, скорее всего, не будет превышать 2,0 процентов в год.
«Заложенных в прогнозе темпов роста российской экономики может быть недостаточно для достижения цели, предусмотренной указом – обеспечить темпы экономического роста выше мировых», — указывают аудиторы.
Минэкономразвития ждет ускорения темпов экономического роста до 2,0 процентов в 2020 году с 1,3 процента в 2019 году и выхода на уровень выше 3,0 процентов с 2021 года.
Обеспечить такую динамику предполагается за счет реализации пакета структурных изменений: вытекающих из указа президента национальных проектов, плана развития инфраструктуры, мер в области повышения уровня инвестиционной активности, увеличении конкуренции и роста эффективности госкомпаний, а также пенсионной реформы.
Однако, по мнению Счетной палаты, прогноз Минэка не содержит оценок вклада нацпроектов и мер стимулирования инвестиций в достижение поставленных Путиным целей, а влияние пенсионной реформы на экономический рост может быть переоценено, учитывая необходимость поддержки граждан предпенсионного возраста.
ИНВЕСТИЦИИ
Счетная палата, которую в этом году возглавил бывший министр финансов и традиционный критик политики правительства Алексей Кудрин, также видит риски того, что ожидаемая властями в 2020-2024 годах динамика инвестиций в основной капитал не будет обеспечена необходимыми объемами финансирования.
Минэкономразвития ждет роста доли прибыли организаций, направляемой на инвестиции, в то время как она уже находится на высоком уровне, а в условиях высокой волатильности финансовых рынков и неопределенности, связанной с санкциями США, компании могут их вовсе сократить, отмечают аудиторы.
«Возможно повторение ситуации 2015-2016 годов, когда в условиях существенного роста прибыли коммерческих организаций на фоне высокой неопределенности экономической конъюнктуры инвестиции в основной капитал за тот же период сократились на 10,3 процента».
В соответствии с базовым прогнозом Минэка, темп роста инвестиций в основной капитал должен ускориться до 7,6 процента в 2020 году с 2,9 процента в 2018 году с дальнейшим замедлением до 6,9 процента в 2021 году и 6,1 процента к 2024 году.
«Предусмотренные в базовом варианте прогноза темпы роста инвестиций в основной капитал и валового накопления основного капитала не согласованы с темпами роста выпуска фондообразующих отраслей (производство машин и оборудования, строительство), а также темпами роста экспорта и импорта инвестиционных товаров, что создает значительные риски недостижения ожидаемых темпов экономического роста в период 2020–2024 годов», — заключает Счетная палата.
По ее мнению, утвержденный правительством план увеличения доли инвестиций в ВВП до 25 процентов не предусматривает механизмов оценки результатов мероприятий и их влияния на совокупный объем инвестиций, а также не содержит информации об объеме финансирования, который смог бы обеспечить такой рост инвестиций.
БЕДНОСТЬ
Достижение цели сокращения бедности вдвое также под угрозой, считает Счетная палата: оценить вклад дополнительных мер социальной и адресной поддержки невозможно, так как непонятно, что это за меры, и не содержится оценка финансовых затрат на них.
Увеличение темпов роста реальной заработной платы работников организаций на 0,6 процентных пункта в 2019 году у аудиторов вызывает сомнение, учитывая, что в следующем году не предполагается дополнительных мер повышения оплаты труда в бюджетном секторе, а ее динамика во внебюджетном секторе будет определяться динамикой производительности труда, которая повышена всего на 0,1 процентного пункта.
Счетная палата также обнаружила, что Минэкономразвития в прогнозе на 2023-2024 годы «существенно» изменило исторически устойчивые параметры распределения населения по доходам, что в результате позволяет обеспечить «более быстрое снижение расчетного значения уровня бедности в этот период».
«Существенное изменение параметров распределения населения по доходам может свидетельствовать о существовании рисков несоблюдения заложенных в прогноз гипотез в отношении снижения численности населения с доходами ниже прожиточного минимума и, соответственно, недостижения определенного указом снижения уровня бедности», — говорится в заключении.
(Редактор Андрей Кузьмин)
sponsoredArticle = ‘div-gpt-ad-1466339494851-0’;