Пятница , 29 Март 2024
Home / Экономика и финансы / Рост ВВП замедлился, но министерство довольно

Рост ВВП замедлился, но министерство довольно

© Reuters. Рост ВВП замедлился, но министерство довольно

Investing.com – По оценке Минэкономразвития, в феврале российский ВВП вырос на 1,5% год к году. Правда, параллельно министерству пришлось уточнить оценку за январь, снизив ее с 2% до 1,9% г/г. Февральский рост соответствует итогам 2017 года, за который ВВП вырос, по официальным данным, также на 1,5%. Однако прошлый год характеризовался наравномерными результатами: относительно бурным ростом во втором квартале и провалом в конце года. Провал был настолько сильным и разочаровывающим, что ведомству пришлось прибегнуть к хитростям: рассчитывать вместо обычных показателей медианную среднюю, из которой удалось-таки получить рост. Тогда министерство объясняло, что это позволяет избавить индекс от излишнего влияния несущественных флуктуаций в отдельных отраслях. В данном случае подобный прием не сработает: в этот раз уже Минэкономразвития не заостряет внимание на медианной средней, а просто в конце обзора коротко сообщает, что она упала.

«Вклад промышленных видов деятельности в рост ВВП снизился до 0,4 п.п. в феврале с 0,6 п.п. в январе. Совокупный вклад других базовых видов деятельности оценивается на уровне 0,1 п.п. (0,3 п.п. в январе). Рост грузооборота транспорта ускорился до 1,8% г/г (1,1% г/г), в то время как темпы роста оптовой и розничной торговли, по оценке, снизились до 0,9% г/г (1,8% г/г)», говорится в отчете.

Это не совсем согласовывается с недавно опубликованными данными Росстата, согласно которым в феврале рост промышленного производства в России замедлился в годовом выражении до 1,5% после 2,9% в январе. «Январский рост был неожиданно сильным и не выглядел как тренд после достаточно слабого конца 2017 года. Сейчас замедление отчасти связано с динамикой металлургии и производства транспорта – как раз тех отраслей, которые сильно росли в январе», – отмечал главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Полевой. «В структуре ВВП сектора представлены шире, чем в расчете индекса промпроизводства, так что, возможно, противоречия и нет», – комментирует главный экономист «Альфа-банка» Наталия Орлова.

Напомним, что за 2017 г. промпроизводство выросло на 1% при общем росте ВВП на 1,5%. Во втором полугодии 2017 года рост промышленного производства стал снижаться, в октябре оказался нулевым. Конец 2017 года был провальным: в ноябре было отмечено снижение на 3,6%, в декабре – на 1,5% год к году, и основной вклад в это внесла обрабатывающая промышленность. В январе-феврале 2018 года этот провал, согласно официальным данным, куда-то исчез и суммарный рост составил 2,2%. Минэкономразвития утверждало, что и осенний спад, и январский скачок «обусловлены временными факторами».

И данные «месяц к месяцу» с исключением сезонного и календарного факторов показывают, что реальный рост промпроизводства был только в январе 2018 года (2,4%), а в феврале опять наступило снижение на 1,3%. «Эти цифры важнее для аналитика, так как отражают текущую тенденцию. Однако у нас динамика этого индекса совершенно ненормальная и не поддается сезонному сглаживанию. Здесь его анализировать нет никакого смысла, – считает директор аналитического департамента «Локо-инвест» Кирилл Тремасов. – Цифры вновь абсолютно неожиданные, очень высокая волатильность, скорее всего связанная с динамикой производства в оборонной промышленности. Но дело в том, что статистика по промышленности изначально сделана таким образом, что разобраться в ней без полных данных Росстата невозможно. Доля оборонной промышленности велика, эта информация раскидана по нескольким подиндексам и выделить ее очень сложно – иначе кто-то легко сможет посчитать, сколько и чего произведено секретной отраслью. Иногда подобные скачки не может объяснить даже Минэкономики».

«По новому классификатору ОКВЭД предприятия могут неправильно отчитываться, и из-за этого резко выросла волатильность индексов. Есть наш альтернативный индекс ВШЭ, учитываюий 270 основных продуктов, без мелочи, где как раз возможны ошибки, – говорит научный сотрудник «Института развития» ВШЭ Николай Кондрашов. – В целом он указывает скорее на рост в декабре и на сохранение промпроизводства в январе на прежнем уровне. Но надежность данных резко упала, на них сложно ориентироваться».

«По нашим оценкам данных Росстата с учетом сезонного сглаживания обрабатывающая промышленность выросла в январе месяц к месяцу на 7,7%, в феврале настала отрицательная коррекция на 5%. Исходя из прямых данных Росстата есть ощущение, что обрабатывающая промышленность с 2015 года в стагнации. Мы сейчас на уровне февраля 2017 года. То есть мы у себя видим некоторый рост, а по данным ГКС роста нет», – продолжает Кондрашов.

Если верить PMI и другим индексам деловой активности, в целом рост экономики вернулся, но все-таки остается «в рамках возможного», считает Полевой. Соответственно, ЦБ может оставить комментарии о рисках, но продолжить снижать ставку (ближайшее заседание Банка России состоится уже завтра).

«То, что темпы роста ВВП в начале года сильные, неудивительно: в начале года заканчиваются крупные инфраструктурные проекты – Керченский мост, подготовка к Чемпионату мира по футболу. Другой вопрос, что в течение года будет влиять сезонность и второе полугодие может оказаться заметно слабее», – резюмирует Наталия Орлова

sponsoredArticle = ‘div-gpt-ad-1468740511823-1’;

Советуем посмотреть

Банкир назвал три табу при выдаче ипотеки

Банки должны соблюдать некоторые правила при выдаче ипотеки. В первую очередь речь идет о запрете …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.