Россия ввязывается в борьбу за Африку с Китаем. На повестке дня — инвестиции в Зимбабве — одну из самых коррумпированных экономик мира. Страна, которая в последние десятки лет погрязла в инфляции и серых схемах, пытается привлечь иностранцев, чтобы нарастить объемы экспорта.
Западные санкции, главные статьи экспорта — сырье (полезные ископаемые и сельхозпродукция), основная часть населения еле сводит концы с концами, околовластная элита обогащается на распродаже недр, их жены спускают деньги на шопинге в Париже, Дубае и Сингапуре, а дети учатся за рубежом. Внешняя политика ведется под лозунгом: «Разворот на Восток». Закрытие западных рынков капитала вынуждает искать инвесторов в Китае и ОАЭ. Но инвесторы не спешат вкладываться в местные проекты: слишком уж непредсказуемы действия властей и высок уровень коррупции. Антикоррупционная риторика звучит, но из уст тех же политических лидеров, имена которых фигурируют в материалах WikiLeaks. Ближайшие важные выборы — в 2018 году. Предыдущие прошли с многочисленными нарушениями.
Вы, конечно, догадались, о какой стране идет речь… Это Зимбабве!
Последние новости о стране: Зимбабве планирует начать печатать новые собственные денежные знаки. Новая валюта будет привязана к американскому доллару и обеспечена средствами в размере $240 млн Африканского экспортно-импортного банка.
Предыдущие зимбабвийские дензнаки вышли из употребления после того, как инфляция достигла 231 млн процентов в год, а в ходу появились ставшие уже легендарными банкноты номиналом в 100 триллионов зимбабвийских долларов. С 2009 года официальными платежными средствами в Зимбабве являлась американская и южноафриканская валюта.
Из-за нехватки наличности в банках Зимбабве были даже введены лимиты снятия: не более $1000 в день. В стране существуют монеты под названием Bond Coin достоинством $0,01, $0,05, $0,1, $0,25 и $0,5.
Вернуться к идее выпуска собственной валюты заставил обострившийся кризис ликвидности. Его главная причина — дефицит торгового баланса (объем экспорта из Зимбабве в несколько раз меньше, чем объем импорта).
В 2015 году дефицит торгового баланса составил $3,3 млрд, что почти 40% от ВВП страны. Стране необходимо существенно нарастить объем экспорта.
«Мы долларизованная экономика. Мы не имеем возможности печатать деньги, а если не печатать деньги, то единственными источниками ликвидности становятся экспорт, денежные переводы от зимбабвийцев, живущих за рубежом, прямые иностранные инвестиции и помощь от таких финансовых институтов, как Международный валютный фонд и Всемирный банк», — переживает старший советник зимбабвийского правительства и профессор университета в Хараре Джифт Мугано в разговоре с местной радиостанцией VOA.
Срочно нужны деньги
Земли Зимбабве богаты углем, золотом, платиной, никелем, медью и алмазами. Богатый потенциал и в сельском хозяйстве — основными экспортными сельхозкультурами являются табак и кукуруза. Около 18% экспорта приходится на золото, 17% — на ферросплавы, 14% — на табак, 10% — на сахарный тростник и 9% — на алмазы. Но в последние два года ситуацию осложнило общемировое падение цен на сырьевые товары. Объем экспорта в 2015 году сократился на 13% в годовом исчислении, до $2,7 млрд. Особенно драматически складывается ситуация в сельском хозяйстве. В 2001 году на доходы от сельского хозяйства приходилось около 18% ВВП и 41% от экспорта. Но из-за начатой в 2000 году земельной реформы, которая предполагала экспроприацию земель у крупных фермерских хозяйств, принадлежащих белому населению, в адрес мелких фермеров, представляющих коренных жителей страны, сельскохозяйственная отрасль Зимбабве пришла в упадок, и из крупного экспортера пшеницы страна превратилась в импортера.
Как отмечается в докладе ООН по Зимбабве, ухудшение производительности было вызвано несколькими факторами: и низкой квалификацией новых землевладельцев, и отсутствием возможности у мелких фермеров построить ирригационные системы для орошения земель, и дорогостоящими кредитами (согласно Всемирному справочнику ЦРУ, среднестатистическая кредитная ставка в декабре 2015 года составляла 18%, сократившись с 22% в декабре 2014 года).
Чтобы нарастить экспорт, Зимбабве требуется увеличить и оптимизировать добычу полезных ископаемых, модернизировать ирригационную систему, решить проблему с дефицитом электроэнергии, которая потребуется промышленности.
Но для этого нужны большие вложения, которых в дефицитном бюджете страны нет уже долгие годы. Единственная возможность — это привлечь иностранных инвесторов. По оценкам местных властей, по меньшей мере до $2 млрд в год с нынешнего полумиллиарда — уверен глава Конфедерации представителей промышленности Зимбабве Бусиса Мойо.
Россия против Китая
Главный торговый партнер Зимбабве — ЮАР, на нее приходится около половины экспортно-импортных операций, следом идут Сингапур, Мозамбик и Китай. Именно с последним Зимбабве пытается установить более тесные торговые отношения. В прошлом году юань был даже добавлен в список официальных валют, разрешенных к хождению в лишенной нацвалюты стране.
В начале декабря прошлого года Зимбабве посетил председатель КНР Си Цзиньпин, который подтвердил готовность Пекина инвестировать в африканскую страну. В 2008 году Китай вместе с Россией наложили вето на проект резолюции Совбеза ООН, предлагающий введение санкций против Зимбабве.
Интерес Китая к Зимбабве был обусловлен наличием дешевой с точки зрения себестоимости добычи полезных ископаемых. В обмен на доступ к ресурсам Китай заявлял о готовности инвестировать в обновление изношенной инфраструктуры Зимбабве. Но в последние годы экономический рост КНР замедлился, спрос на полезные ископаемые из Зимбабве на фоне упавших цен на сырье на мировых рынках также начал уменьшаться, а следом стала сходить на нет и инвестиционная активность Китая в африканской стране.
Конкурировать с Китаем планирует Россия. Пока торговый оборот между Россией и Зимбабве находится на смешном уровне — всего $48 млн. Но в ходе состоявшейся в конце апреля российской бизнес-миссии под предводительством Минпромторга были заявлены амбициозные планы на участие российских компаний в проектах, связанных с экспортным потенциалом Зимбабве. Речь идет и о развитии сельского хозяйства, и о совместной добыче платины (в Зимбабве расположено второе по объемам запасов платиновое месторождение в мире), и о сотрудничестве в алмазной и золотодобывающей промышленности. В ходе переговоров обсуждалось участие российских специалистов в проектировании и установлении ирригационных систем в Зимбабве, поставки средств химзащиты от вредителей и болезней и вакцин для животных. Правительство африканской страны готово предложить российским компаниям также добывать золото на своей территории, заявил министр шахт и развития горнорудной промышленности Зимбабве Уолтер Чидаква.
Он отметил, что Зимбабве намерено учитывать российские интересы и проявить «особое отношение» к российско-зимбабвийском совместному предприятию по добыче алмазов DTZ-Ozgeo (49% принадлежит «Зарубежгеологии»), которое было вынуждено приостановить добычу камней в результате объявленной национализации алмазодобывающих компаний.
«Особое отношение» может получить и российско-зимбабвийский проект по освоению платинового месторождения Дарвендейл. Сколько средств России будет стоить такое «особое отношение», пока неясно. В прошлом году проект получил статус национального в Зимбабве, что предусматривает льготный беспошлинный ввоз в страну необходимого оборудования. Промышленная добыча платинового концентрата, как ожидается, начнется в 2018 году.
Шаг влево-вправо
В кулуарах российско-зимбабвийской миссии звучали и надежды зимбабвийской стороны на увеличение потока туристов из России. Пока уровень развития туристической отрасли в этой африканской стране оставляет желать лучшего. Найти приемлемый по цене отель в столице Зимбабве весьма проблематично. Минимальная цена за ночь в 4-звездочной гостинице начинается от $300 (с включенным в стоимость завтраком), 5-звездочная (по местным меркам) гостиница — от $400 за человека за ночь. Помимо этого любой иностранец воспринимается местными властями как легкий способ заработать. Многие услуги для иностранцев облагаются специальными сборами: так, гости Зимбабве вынуждены платить дополнительные $15 за перелеты внутри страны, стоимость билетов на основные достопримечательности для иностранцев в разы выше, чем для местных жителей.
В ресторанах часто пытаются вписать в чек незаказанные блюда, да и цены в ресторанах, рекомендованных туристам для посещения, начинаются от $20 за обед без напитков и спиртного.
А погулять и сфотографировать что-нибудь за пределами туристического маршрута проблематично — к вам немедленно подойдет вежливый человек и на плохом английском попросит стереть фото. На глазах у корреспондента «Газеты.Ru» вооруженный автоматом военный потребовал у члена российской делегации стереть фотографии одного из зданий города, которое, как выяснилось позднее, оказалось штаб-квартирой Верховного суда.
Погиб при невыясненных обстоятельствах
Главный страх любого инвестора — это непредсказуемость, а последние десятилетия зимбабвийское правительство неоднократно принимало неожиданные решения: экспроприация земель в 2000 году, начатая в 2016 году национализация алмазных месторождений. Пока руководство страны проводит политику, из-за которой большинство инвесторов предпочитает обходить Зимбабве стороной. «Слишком много негативных историй об инвестиционном климате уничтожают все попытки Зимбабве привлечь инвестиции», — признает министр планирования и инвестиций Зимбабве Оберт Мпофу.
Опасения у инвесторов вызывают и многочисленные коррупционные скандалы, связанные с представителями власти и их родственниками, которые, впрочем, не приводят к радикальным перестановкам в правительстве.
Так, бывший министр шахт и развития горнодобывающей отрасли Оберт Мпофу (в настоящее время является министром инвестиций) за несколько лет нахождения на этой должности создал масштабную империю. Среди его бизнес-интересов — туризм, транспорт, недвижимость, банковское дело, скотоводство и даже средства массовой информации.
В докладе, подготовленном в 2013 году парламентским комитетом во главе с депутатом Эдвардом Чиндори-Чининга, отмечается, что Мпофу способствовал назначению своих друзей и знакомых на должности представителей государства в крупнейших предприятиях страны. В расследовании также подчеркивалось несоответствие между теми отчислениями, которые алмазодобывающие компании переводят в адрес государства, и теми суммами, которые потом фигурируют в госотчетах. Спустя месяц после выпуска доклада Чиндори-Чининга погиб в автокатастрофе при невыясненных обстоятельствах. Официальная версия гласила, что он на высокой скорости врезался на автомобиле в дерево. Но некоторые СМИ нашли странным тот факт, что в результате смертельного столкновения лобовое стекло машины осталось неповрежденным, а подушка безопасности не раскрылась.
Офшоры в приоритете
Названия зимбабвийских компаний фигурируют и в «панамских архивах»: крупнейший производитель платины в стране Zimplats Holding, по данным Международного консорциума журналистских расследований (ICIJ), через офшорную компанию выплачивал вознаграждения топ-менеджерам компании, что является нарушением национального закона о валютном контроле и позволяет высшему руководству Zimplats уходить от налогообложения.
Проблема коррупции признается высшим руководством страны.
Но антикоррупционная риторика исходит от тех же политиков, которые фигурируют в качестве главных действующих лиц коррупционных скандалов.
«Язва коррупции продолжает расти на всех уровнях нашего общества», — признает лидер Зимбабве Роберт Мугабе, семья которого также неоднократно обвинялась в коррупции и незаконном обогащении.
После земельной реформы под контролем зимбабвийского лидера и членов его семьи оказались 39 крупных фермерских хозяйства (по данным Союза коммерческих фермеров Зимбабве CFU). Он и его жена Грейс Мугабе, получившая прозвище Гуччи Грейс за любовь к шопингу, также считаются владельцами одного из крупнейших молочных предприятий восточной Африки — Alpha Omega Dairy Farm. Грейс также фигурировала в материалах, опубликованных WikiLeaks, согласно которым первая леди Зимбабве и ряд других приближенных к лидеру страны чиновников нанимали группы диггеров для кустарной добычи алмазов в районе месторождения Маранге, а затем контрабандой сбывали их на Востоке — в основном в Индии.
В числе первых — с конца
Результатом таких действия является то, что почти во всех международных рейтингах, оценивающих инвестиционный климат, Зимбабве занимает последние строчки. По рейтингу Transparency International, Зимбабве занимает 156-е место из 174 возможных по уровню восприятия коррупции в государственных учреждениях. Согласно докладу UNCTAD World Investment 2015, стране удалось привлечь в 2015 году только $545 млн прямых иностранных инвестиций, тогда как ее ближайшие соседи ЮАР, Мозамбик и Замбия привлекли $5,7, $4,9 и $2,5 млрд, то есть инвестиционная привлекательность ЮАР в 10 раз превышает этот показатель Зимбабве. В рейтинге Doing Business Index Зимбабве находится на 155-м из 189 возможных мест, даже крошечное государство Свазиленд опережает Зимбабве на полсотни ступеней. В докладах и выступлениях Доменико Фаницци, руководителя отдела по работе с Зимбабве в Международном валютном фонде, неоднократно отмечается необходимость улучшить ситуацию с защитой инвестиций и прав собственности.
В будущем непредсказуемости только добавится: 92-летнему бессменному за последнюю тридцатилетку лидеру Зимбабве Роберту Мугабе придется искать замену.
Главными ближайшими выборами являются парламентские выборы в 2018 году. К этому времени Мугабе будет уже 95 лет, однако он уже выразил намерение выдвигаться на новый срок. Оппозиционные силы Зимбабве во главе с Движением за демократические изменения не оставляют надежды одержать победу над правящей партией — Африканским национальным союзом Зимбабве — Патриотическим фронтом. К власти могут прийти новые лица, с которыми зарубежным инвесторам придется заново выстраивать отношения и договариваться об «особом отношении».