Четверг , 25 Апрель 2024
Home / Экономика и финансы / Росреестр атакует с воздуха

Росреестр атакует с воздуха


Нарушителей земельного законодательства будут вычислять при помощи беспилотников. Цель чиновников Росреестра – выявить незарегистрированные или «прирезанные» участки и нарастить налогооблагаемую базу. Несогласных будут штрафовать по повышенному тарифу. Штрафов уже собрано на 400 млн руб.

Росреестр не исключает приобретение беспилотных летательных аппаратов «для проведения государственного земельного надзора». Пока беспилотники не закупались, сообщили «Газете.Ru» в ведомстве. Но изучается «целесообразность приобретения и использования таких аппаратов для выявления нарушений земельного законодательства».

Сейчас Росреестр учитывает земельные участки и объекты недвижимости на них при помощи космической съемки или аэрофотосъемки. Но у них точность плюс-минус 5 метров. Это много. Это лишние сотки и даже гектары. Из-за большой погрешности границы участков на «бумаге» и на земле нередко не совпадают для целых садовых товариществ и даже населенных пунктов. Бывает и так, что земельные участки, принадлежащие Рослесхозу, накладываются на земли поселений или территории министерства обороны.

По экспертным оценкам, до 70% земельных участков не имеют четких границ и не оформлены в соответствии с действующим законодательством.

Власти готовы активизировать учет и надзор за земельными наделами и беспилотники, позволяющие детализировать карту местности с максимальной точностью, как нельзя лучше подходят для этой цели.

Беспилотник против глухого забора и злой собаки

Обследовать земельный участок бывает не так-то просто, если он обнесен двухметровым забором и примыкает к такому же соседнему участку. За забором слышен собачий лай, а хозяева не подают признаков жизни. Беспилотник, запущенный над проблемными участками, легко справляется с проблемой доступности. Оператор беспилотника видит сверху все и запросто фиксирует границы участка и объекты недвижимости на нем.

К выходу на новый технический уровень надзора за землей чиновников подталкивают изменения в Земельном кодексе и в КоАПе. С прошлого года региональные подразделения Росреестра вправе не спрашивать разрешения собственника земли на фотографирование его участка и могут предъявить претензию, пересчитать налог на землю и имущество, если факт самозахвата установлен дистанционно. «Применение дистанционных методов контроля сокращает число выездных мероприятий, позволяет проводить адресные проверки только в случае обнаружения конкретных признаков нарушений», — поясняют в ведомстве.

Всего в России по состоянию на 1 апреля зарегистрированы права на 34 млн участков (рост к прошлому году – около 3,5 млн участков). То есть, это участки, границы которых не определены и в отношении которых не проводилось межевание. А в государственный кадастр недвижимости внесено 57,8 млн участков.

В московском областном бюро технической инвентаризации тоже размышляют о закупке беспилотников. А вот власти подмосковного Звенигорода уже наняли частную компанию, которая провела фотосъемку городской территории при помощи беспилотного летательного аппарата. Было сделано 7500 снимков на 52 кв км. На кадастровый учет было поставлено почти 10 тыс. объектов недвижимости.

За эту услугу муниципалитет заплатил 16 млн рублей, но за счет уточнения границ и выявления земельных участков без кадастровой стоимости, без определения категории земель, без вида разрешенного использования или с некорректными адресами удалось собрать налогов на 127 млн больше, чем годом ранее.

Штрафы растут десятикратно

Кстати, применение новых технических средств пополняет бюджет не только за счет роста налогооблагаемой базы (то есть, прироста количества учтенных земельных участков), но и за счет штрафов. В 2015 году инспекторы Росреестра выявили на 8% больше нарушений, сумма взысканных с нарушителей штрафов в прошлом году выросла более чем в два раза и превысила 400 млн рублей, пояснили в ведомстве.

Штрафы исчисляются, исходя из кадастровой стоимости земельного участка. С марта 2016 года размеры штрафов выросли десятикратно.

Поскольку государственный кадастровый учет носит заявительный характер, то в стране остается «в тени» значительная группа недвижимости, сведения о которой отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, поясняют в Московском областном БТИ. «Обладатели таких земельных участков и объектов капитального строительства не платят в бюджеты ни рубля. Например, только в одной Московской области по предварительным данным свыше 1,1 млн. объектов выпали из налогового оборота. Это порядка 10 % от всей поставленной на учет подмосковной недвижимости», — говорит гендиректор Московского областного БТИ Владислав Мурашов.

Для вывода незарегистрированных участков из тени власти используют еще один все более популярный инструмент: садовод может настучать на соседа, который всем на зависть прирезал себе ничейной земли или на месте избушки воздвиг хоромы, но не сообщил об этом властям. Проект называется «Общественная инвентаризация». Министерство имущественных отношений Московской области выявило по этой программе в прошлом году и вовлекло в оборот 72 тыс. земельных участков, имеющих нарушения законодательства. Это увеличило налоговые поступления в бюджет с 12 до 35 млрд руб.

Если сидел тихо 15 лет

Узаконить самозахват или назаконно прирезанные сотки можно. С 1 марта 2015 года в Земельный кодекс РФ были внесены изменения, позволяющие это сделать. При этом есть два варианта решения спора: платный и бесплатный.

Бесплатно «прирезать» можно не более 10% % от площади исходного участка и при условии, что заявитель не менее 15 лет назад установил забор на присоединенной территории, пояснили «Газете. Ru» в Мособлбюро технической инвентаризации.

То есть, границы присоединяемой земли не должны были изменяться более 15 лет. Но чиновники не смогли объяснить, как владелец участка и забора может доказать, что этот забор действительно стоит тут 15 лет? Эта норма явно нуждается в проверке на коррупциогенность.

Второй способ узаконить захваченные сотки — выкупить их за 50% от кадастровой стоимости.

Но тут установлен лимит: можно узаконить 15 соток, если ты садовод, 10 соток положены для огородников и 25 соток — для дачного строительства. «Таким образом, имея в собственности огород площадью 6 соток, можно присоединить еще 4 сотки – естественно, при условии, что выкупаемая земля принадлежит не соседу, а находится в муниципальной собственности», — поясняют в МОБТИ.

Архаика этой нормы показательна: кто ты, садовод или огородник, или дачник?

Вроде бы, ни правительство, ни Кремль не влезают в личную жизнь россиян настолько, чтобы указывать, что им сажать: только ли картошку с капустой и тогда ты вроде бы имеешь не самый привлекательный статус огородника.

Или ты полноценный дачник и вправе посадить на своем участке и картошку, и яблони в цвету тебе не запрещены, и даже баня с бассейном. Соответственно и добавить к своим соткам сможешь столько же, сколько огородник с садоводом вместе взятые. Явная дискриминация по растительноядному признаку.

Амнистии приходит конец

Разбираться с этими проблемами, доставшимися еще от СССР, властям и гражданам придется в оставшиеся полтора года. К этому сроку заканчивается действие «дачной амнистии» — упрощенного порядка легализации прав на спорные участки и постройки. С 1 января 2018 года вступит в силу статья 19 закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Будет запрещено распоряжение землями, в отношении которых отсутствуют сведения о точном местоположении границ. Это значит, что все те, кто не провел межевание земель и не внес итоги этих манипуляций в госкадастр, не смогут ни продать, ни завещать, ни заложить свой земельный участок.

Сейчас не вполне понятно: если гражданин приходит в региональное подразделение Росреестра и говорит, что он хочет узаконить свои права на дачу по схеме «дачной амнистии», то штрафовать за бесплатное пользование землей его не будут. А если владелец дачи (сада, огорода) не пришел сам, но его земельный участок сфотографировал беспилотник, а следом пришел инспектор Росреестра или лесхоза, то амнистия как бы не действует? Внятного ответа на этот вопрос получить не удалось.

Неудивительно, что граждане как-то не очень торопятся воспользоваться амнистией, хотя длится она не первый год. За 3 месяца 2016 года количество регистрационных действий, совершенных в упрощенном порядке («дачная амнистия»), составило всего 138 тысяч (в январе – марте 2015 года – 268 тысяч).

Зато активнее подключаться к проведению кадастровых работ и выходу из тени придется бизнесу. После «ночи длинных ковшей». Напомним, в декабре прошлого года столичная мэрия утвердила план «Повышения качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В феврале этого года началась реализация этого плана – снос незаконных торговых павильонов, кафе и ресторанов.

Владельцы этих павильонов имели документы, подтверждающие их право собственности на объект недвижимости. Но не все из этих объектов были внесены в государственный кадастр, границы земельных участков, на которых стояли магазины и фастфуд, не были определены. Мэр Москвы Сергей Собянин – первопроходец и учинил снос сомнительных с законодательной точки зрения построек первым среди глав регионов. Остальные главы и регионы тоже подтянутся, можно не сомневаться.

Советуем посмотреть

Банкир назвал три табу при выдаче ипотеки

Банки должны соблюдать некоторые правила при выдаче ипотеки. В первую очередь речь идет о запрете …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.