«Газпром» опасается, что Польша откажется от транзита российского газа в Европу, что ставит под удар энергобезопасность стран ЕС. Эксперты считают, что Варшава лишь пытается оказать давление на «Газпром», чтобы усилить собственные переговорные позиции по ценам на газ и транзитным тарифам. Но если Польша действительно откажется от транспортировки российского топлива, «Газпром» попадет в еще большую зависимость от Украины.
Польша может отказаться сотрудничать с «Газпромом» в сфере транзита. «Мы слышали, что Польша не намерена продлевать транзитный контракт (он истекает в 2022 году. — «Газета.Ru»), — заявил в интервью Reuters зампред правления «Газпрома» Александр Медведев. — Это ставит под угрозу поставки в европейские страны, включая Германию». При этом Медведев подчеркнул, что у российской компании никаких планов на этот случай нет, так как она «даже не думала» о прекращении транзита через Польшу.
Ничего более конкретного Медведев не сказал. Представитель «Газпрома» был недоступен для комментариев, польская PGNiG на запрос «Газеты.Ru» о комментарии по транзиту не ответила.
Через Польшу до Германии проходит газопровод Ямал — Европа, мощность которого составляет 33 млрд кубометров в год. Сначала российский газ получают сами поляки, затем немцы, и после этого он распределяется по другим европейским потребителям.
Кстати, «Газпром» владеет 48% компании EuRoPol Gaz, которой принадлежит польский участок трубы Ямал — Европа, и, если Варшава не продлит соглашение о транзите, сторонам, вероятно, придется как-то монетизировать свои доли в этом активе.
«Угроза отказа от транзита, с одной стороны, носит явный политический характер, так как позволяет продемонстрировать польскому электорату, как власти Польши наказывают Россию», — комментирует профессор ВШЭ, политолог Николай Петров.
При этом политолог подчеркивает, что подобные заявления могут делаться польскими властями практически безо всякого риска для себя. Дело в том, что срок правления нынешнего президента Польши Анджея Дуды истекает в 2020 году. Парламентские выборы должны состояться в 2019 году. По словам Петрова, за последние 15 лет в Польше ни одна правящая партия на два срока не удерживалась.
«Кроме того, используя транзит в качестве рычага давления, Польша усиливает свои позиции в переговорах как по цене самого транзита, так и по цене на российский газ для собственного рынка», — отмечает политолог.
В настоящее время в Стокгольмском арбитраже рассматривается иск PGNiG, которая в 2015 году потребовала пересмотреть цену поставок «Газпрома». Как сообщает российская компания в своей отчетности, решение должно быть вынесено не позднее 31 июля текущего года.
Газовые отношения России и Польши периодически осложняются, причем инициатором конфликта, как правило, выступает именно польская сторона.
На данный момент Варшава выступает против реализации российского газопроводного проекта «Северный поток – 2», а также против того, что Еврокомиссия предоставила «Газпрому» расширенный доступ к трубе OPAL (сухопутное продолжение первого «Северного потока»).
По последнему пункту поляки своего добились, пусть и временно. Европейский суд наложил запрет на использование «Газпромом» дополнительных мощностей OPAL. Изначально российской компании было разрешено задействовать лишь 50% от 36 млрд кубометров, но в прошлом году ЕК постановила, что «Газпром» имеет право выкупать на аукционах еще до 40% мощности.
«Польша протестует против расширения OPAL для «Газпрома» по двум причинам, — комментирует глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Во-первых, Польша — одна из наиболее антироссийски настроенных стран. Во-вторых, наращивание поставок через OPAL сокращает транзит через Польшу и лишает ее доходов».
И в этом свете попытки Польши отказаться от транзита выглядят, по словам Симонова, по меньшей мере нелогичными.
«Если Варшава действительно примет такое решение, это будет означать лишь одно — политические предпосылки в Польше стали доминировать над бизнес-интересами», — указывает глава ФНЭБ.
В пользу политической мотивированности польских властей говорит и ситуация с «Северным потоком – 2». Выступая против проекта, Польша свою позицию аргументировала тем, что его запуск может привести к ограничению конкуренции, что нарушает интересы польских потребителей.
Но у польского правительства и бизнеса явно разные приоритеты.
В июне 2016 года германская Wintershall, выступающая партнером «Газпрома» по СП-2, сообщала, что польская Gaz System (оператор транспортировки газа) делала предварительный запрос на строительство трубы, позволяющей поставлять до 11 млрд кубометров из «Северного потока – 2». Однако польские власти ответили отказом. Позднее Польша официально подтвердила, что она по-прежнему категорически против реализации СП-2.
Кроме того, в начале прошлого года Польша присоединилась к протестам против СП-2, в результате которых ряд стран ЕС направили в Еврокомиссию два письма с требованием запретить проект. В этих письмах, в частности, говорилось, что новая труба «Газпрома» несет угрозу энергобезопасности Центральной и Восточной Европы.
При этом, отказываясь от продления транзита, Польша сама угрожает энергообеспечению стран ЕС.
Согласно планам «Газпрома», СП-2 должен быть запущен в 2019 году, то есть на три года раньше истечения российско-польского транзитного контракта. Но здесь есть нюанс: СП-2 в первую очередь предназначен для того, чтобы исключить из цепочки поставщиков Украину.
Россия ранее неоднократно заявляла, что не будет продлевать транзитное соглашение с Украиной, срок которого истекает с началом 2020 года. Но также звучали заявления о том, что все будет зависеть от условий, которые предложит Киев.
И в ситуации, когда Варшава угрожает прекращением транзита, Москве придется трижды подумать, прежде чем отказываться от украинского маршрута, так как «Северный поток – 2» даже вкупе с «Турецким потоком» не смогут заместить и украинский и польский транзит.
Мощность СП-2 должна составить 55 млрд кубометров. Мощность одной ветки «Турецкого потока» — 15,75 млрд кубов. Сейчас обсуждается строительство двух веток ТП, одна из которых будет обеспечивать турецкий рынок, а вторая пойдет в Европу.
Транзит через Украину в 2016 году составил 82,2 млрд кубометров. Таким образом, ТП и СП-2 вместе способны лишь покрыть поставки через украинскую территорию, в случае если РФ не продлит контракт.