Российская энергосистема должна развиваться в соответствии не только с рыночной конъюнктурой, но и с технологическими вызовами. Для этого система электросетей должна значительно «поумнеть», что предполагает максимальное использование новых технологий, в первую очередь IT -сектора. Российские компании уже начали пилотные проекты, в частности, «Россети» провели апгрейд энергосистемы в двух районах Калининградской области.
В среду премьер-министр Дмитрий Медведев провел очередное заседание президиума Совета при президенте России, посвященное модернизации и инновационному развитию. На этот раз темой стала так называемая «умная энергетика». В данном случае речь шла об EnergyNet – новой модели энергосети и энергорынка, которая должна отвечать быстро изменяющимся рыночным условиям. Ее основной идеей является модернизация электросетевого комплекса на принципиальной ином технологическом уровне, предполагающим, в частности, тесное взаимодействие с IT -сектором. Для этого, в первую очередь, нужно и новое оборудование.
На заседании рассматривалась «дорожная карта» EnergyNet, которую Медведев назвал амбициозным проектом. «Компании, которые могут предложить наиболее эффективные решения по распределению энергопотоков и снижению потерь энергии, становятся зачастую лидерами рынка, – отметил премьер. – За последние годы производственные технологии шагнули вперёд, но изменились и требования к энергосистемам».
Эти системы, по словам Медведева, должны быть надёжными и в то же время гибкими, обеспечивая качественное, бесперебойное снабжение энергией. Но для этого необходима возможность подключения к ним различных типов генерации, возобновляемых источников энергии и тех, которые используют другие ресурсы.
Как отметил первый замглавы Минэнерго Алексей Текслер, «умная энергетика», помимо прочего, дает прямой экономический эффект в виде снижения избыточной резервируемой мощности, что идет на пользу потребителям.
По его словам, рынки EnergyNet растут гораздо быстрее, чем рынки традиционной «большой» энергетики, причем в первую очередь рост демонстрируют сегменты, избранные целевыми в «дорожной карте».
Например, сегмент надежных и гибких электросетей, в который входит интеллектуальное коммутационное оборудование (ИКО) и информационные системы управления им, интеллектуальная распределенная энергетика и потребительские сервисы, которые в будущем станут реальной альтернативой сбытовым организациям.
В качестве примера Текслер привел первый этап проекта, который начали в Калининграде «Россети» совместно с «Таврида электрик». Речь идет о цифровой электроэнергетической сети, состоящей из так называемых реклоузеров (интеллектуальные коммутационные аппараты) и систем управления и учета энергии.
Новые технологии позволят на 25% снизить стоимость владения сетью и не менее чем на 50% уменьшить потери в ней. Кроме того, в «умной» сети более чем на 70% снизится аварийность.
Управляющий партнёр венчурного фонда Bright Capital Борис Рябов представил четыре группы проектов, по которым действует «дорожная карта» EnergyNet: надежные и гибкие сети, интеллектуальная распределенная энергетика, потребсервисы и комплексные проекты.
Если в первом случае идет ориентирование на крупные отделенные регионы, такие как Калининградская область и Севастополь, то распределенная энергетика предполагает работу уже с микроэнергосистемами, от промышленной площадки до города.
Что касается потребительских сервисов, здесь, по словам Рябова, EnergyNet фактически следует логике развития «интернета вещей».
Это концепция сети, состоящей из физических предметов, оснащённых встроенными технологиями для взаимодействия между собой или с внешним миром.
В заседании, на котором утвердили «дорожную карту», также принимали участие главы и самих энергетических компаний: «Россетей», «СО ЕЭС» и «РГК-1». Возглавляющий «Россети» Олег Бударгин намерен активно участвовать в реализации «дорожной карты», которая, по его словам, является совершенно новой стратегией энергетики. «Созданная сегодня единая энергетическая система – отличная база для реализации EnergyNet, которая обеспечит равенство всех потребителей в реализации своих запросов, — заявил он. — В то же время EnergyNet – это эволюционная предпосылка к созданию электроэнергетической системы будущего, которая сформирована российской наукой и российской промышленностью».
По его словам, EnergyNet даст новую архитектуру электросетей, базирующуюся на активно-адаптивных принципах, которая будет формироваться на основе задач потребителя, а не навязываться сверху. Она позволит потребителю участвовать в процессе управления энергосистемой. Кроме того, EnergyNet – это единая техническая политика электросетевого комплекса плюс возможность развития распределенной генерации и использования накопителей электроэнергии разной мощности и назначения, включая электромобили.
Дополнительное преимущество проекта — отечественные корни разработчиков, производителей и заказчиков. «Новая российская технология, по мере ее приближения к потребителю совместно с современными приборами контроля и учета позволит и качественно управлять, и использовать инструмент Bigdata, тем самым повысив уровень прогнозирования электропотребления», — подчеркнул глава «Россетей».
Наконец, по убеждению Бударгина, оптимизация потокораспределения и сокращение потерь электроэнергии при реализации EnergyNet позволит в перспективе перейти к безлимитному тарифу на передачу электроэнергии.
По словам официального представителя «Россетей» Дмитрия Бобкова, «Россети» уже внедряют новые технологии. Упоминавшийся проект в Калининградской области позволил создать на базе Мамоновского и Багратионовского района систему распределенной автоматизации сетей с использованием реклоузеров. Инновации позволяют автоматически определять и изолировать поврежденный участок, сохраняя электроснабжение в основной части сети. И если ранее оперативно-выездная бригада энергетиков производила более пяти выездов для поиска и ликвидации нарушения, на что уходило более 6 часов, то теперь выезд требуется лишь один, при этом время работы составляет менее часа. Кроме того, ранее при аварии отключалось 20-30 трансформаторных станций и без электроэнергии оставались до трех тыс. человек, а сейчас их количество снизилось более чем в три раза.