Вторник , 11 Декабрь 2018
Home / Экономика и финансы / Мы вам не верим

Мы вам не верим

У меня такой возможности не было. На календаре — суббота. Я — на даче. В ближайшем городе отделения моего банка нет. Приятелю, которому в выходной срочно понадобились деньги и я взялась помочь, средства все же перевели — другой человек, с другой карты, другого банка. Ну, а я осталась за 100 км от Москвы почти без наличных и с заблокированной картой. Красота.
Я попыталась позвонить в банк. И даже быстро дозвонилась. Но переговоры закончились ничем. Почему случилась блокировка, объяснять мне отказались: «Причины приостановки операций — это внутренняя информация, клиентам мы ее не раскрываем». Вот так. Мой счет. Моя карта. И банк вроде тоже мой, я на открытый в нем счет зарплату уже много лет перевожу и регулярно получаю предложения оформить очередную кредитку как «золотой» и со всех сторон надежный клиент… Но в этот раз что-то пошло не так…
<!—

—>
И разблокировать мою карту по звонку банк тоже отказался напрочь. Секретное слово, имя питомца, любимое блюдо и девичья фамилия матери — все эти «сверхсекретные» способы установить мою личность (как и номер телефона, адрес и данные паспорта) банк отмел сходу. Чтобы разблокировать карту, мне нужно было ехать в отделение банка. За 100 км. В Москву. Хорошо еще, бак полный был в машине.
Оказывается, если верить моим коллегам-журналистам, в последнее время подобные случаи происходят довольно часто. Дело в том, что в конце сентября вступил в силу закон о противодействии мошенническим банковским операциям, и банки получили не только право, а прямо-таки обязанность «под лупой» отслеживать и немедленно блокировать все сколько-нибудь подозрительные переводы. Правда, как поясняют в ЦБ, банки должны сами связаться с клиентом и убедиться, что попытка перевода не была ложной, что клиент жив-здоров и действительно хочет перевести деньги. Но мне-то никто не звонил! И на мой звонок отреагировали как на вражескую вылазку.
Второй повод для блокировки (он существовал и раньше) — требования «антиотмывочного» 115-го федерального закона. Вроде как под него попадают транзакции на сумму свыше 600 тысяч рублей. Но, как пояснили в ЦБ, банки в принципе имеют право просить у клиента пояснений по переводу и в случае меньшей суммы. Мне таких вопросов не задавали. Да и сумма моего перевода слегка отличалась от 600 тысяч…
Одним словом, в прессе довольно много рассказов о блокировке переводов на «смешные» суммы — порой даже меньше тысячи рублей. Но названные в СМИ «сверх-бдительные» банки дружно от обвинений открестились: да, иногда переводы блокируют, но никакого «массового» характера в этом нет. Обычная рутинная работа во благо клиента.
В ЦБ, к слову, тоже вполне официально сообщили, что «массовых обращений» по поводу приостановленных транзакций к ним не поступало. И еще раз подтвердили, что банки должны перепроверять все подозрительные операции. «При этом если клиент столкнулся с такой проблемой, он может обратиться в интернет-приемную Банка России на сайте www.cbr.ru», — ответили в ЦБ на запрос «РГ — Недели».
Вдали от отделения банка клиент оказывается беспомощным
«У каждого банка своя клиентская база, на которую он ориентируется, изучает поведение клиентов, реагирует на резкие отклонения в поведении, — пояснял «РГ» в своем интервью глава департамента информационной безопасности Банка России Артем Сычев. — Например, сигналом может стать ситуация, когда с одной и той же карты идут переводы на большое количество других карт. Причем одновременно и большими суммами. Это касается не только физических, но и юридических лиц. Или когда юрлицо перечисляет деньги на счета физических лиц в другие регионы со странными пояснениями по поводу назначения платежа. Или, скажем, ежемесячные траты у клиента составляли некую более-менее постоянную сумму, а потом вдруг счет быстро «зачищается».
Очевидно, что заранее угадать, какая именно операция может послужить поводом к блокировке, невозможно. Наверное, «стандартные» ежемесячные переводы — например, по квартплате и за воду, свет, газ — никто блокировать не будет. Но если, как в моем случае, вы захотите отправить пусть даже небольшую сумму новому для вас адресату, могут возникнуть проблемы.
Многие уже привыкли, выезжая за рубеж, делать «контрольный» звонок в банк, предупреждать, что будут пользоваться картой не дома. Может, теперь, собираясь отправить перевод, тоже стоит сделать «упреждающий» звонок? Попробую в следующий раз. Посмотрю, что мне ответят сотрудники банка.

Советуем посмотреть

Экономисты определили сроки затяжного падения доллара

 — До заседания ЦБ РФ в пятницу, при условии, что не будет новых данных о …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *