Белорусские власти планируют с 1 февраля повысить тариф на прокачку российской нефти. Само повышение с Москвой не согласовано. По словам экспертов, это может привести к ограничению поставок нефти на белорусские НПЗ. Аналитики также отмечают, что нефтяной спор не может быть полностью урегулирован без достижения компромисса в вопросе цены и долга за российский газ.
Россия и Белоруссия не смогли прийти к окончательному соглашению по поводу тарифов на транспортировку российской нефти через белорусскую территорию. Об этом в четверг сообщило РИА «Новости» со ссылкой на заявление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Белоруссии.
«В соответствии с методикой (механизмом) изменения тарифов на услуги по транспортировке (транзиту) нефти по магистральным трубопроводам, расположенным на территории Белоруссии, была достигнута договоренность по размеру индексации тарифов между ПАО «Транснефть» и ОАО «Полоцктранснефть Дружба» на 11,76%, — говорится в постановлении МАРТ. — Между тем договоренность между ПАО «Транснефть» и ОАО «Гомельтранснефть Дружба» достигнута не была».
Белорусская сторона предупредила, что если стороны не смогут достичь договоренности, с 1 февраля тарифы на услуги ОАО «Гомельтранснефть Дружба» будут проиндексированы на 7,7% вместо предложенных «Транснефтью» 5,8%.
Представитель «Транснефти» в четверг был недоступен для комментариев.
Спор по поводу транзита начался еще в конце сентября прошлого года, когда Белоруссия в одностороннем порядке повысила тариф в среднем на 50%. «Транснефть» тогда заявила, что это нарушает межправительственное соглашение.
Позднее, в ноябре, российская нефтепроводная монополия сообщала, что речь идет уже о росте в 20,5% (МАРТ отменила собственное раешение о 50%-м увеличении), но и с таким увеличением ставки транзита «Транснефть» не согласилась. В конце декабря российская сторона направила Белоруссии собственные предложения, которые считает экономически обоснованными. Речь шла как раз о росте тарифа на 11,76% и 5,8%.
В конце 2016 года глава «Белнефтехима» Игорь Ляшенко сообщил, что переговоры продолжатся в 2017 году.
Рост стоимости услуг ОАО «Гомельтранснефть Дружба» на 7,7% будет означать увеличение тарифа на прокачку по магистральному нефтепроводу «Унеча (Высокое) — Адамова Застава» с 267,31 до 297,9 руб. за тонну (без НДС), а по маршруту «Унеча (Высокое) — Броды» — со 114,82 до 123,66 руб. за тонну.
Рост, по сравнению с предложением «Транснефти», выглядит незначительным, но, как говорит начальник аналитического отдела Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник, Белоруссия не заинтересована в обострении ситуации.
«На несогласованный рост транзитных тарифов Россия может ответить ограничением поставок нефти на белорусские НПЗ», — предупреждает эксперт.
По его словам, для нефтеперерабатывающей отрасли Белоруссии такой сценарий станет серьезным испытанием, так как Россия в этих поставках является монополистом (собственную нефть Белоруссия отправляет исключительно на экспорт). Но проблема, по словам Пасечника, не только и не столько в нефти.
«Вопрос российско-белорусских энергетических отношений должен решаться комплексно, — поясняет аналитик. — Свое слово еще должен сказать «Газпром».
Дело в том, что с одной стороны Белоруссия по-прежнему не погасила долг за российский газ. По данным «Газпрома», только за первые девять месяцев 2016 года задолженность составила $340 млн. Долг образовался из-за того, что белорусская сторона платила не по выставленным Россией счетам, а по той цене, которую считала справедливой ($73 вместо $132 за 1 тыс. куб. м). Кстати, внутренняя задолженность белорусских потребителей газа составляет $300 млн.
В середине декабря сообщалось, что Белоруссия готова погасить долг, но лишь при условии, что Россия будет ежегодно выплачивать ей компенсации за высокие газовые цены, на общую сумму $300 млн.
Вопрос газовых цен является второй проблемой в газовых отношениях с Белоруссией. В конце декабря премьер-министр Белоруссии Андрей Кобяков в интервью Reuters говорил, что Минск хочет закупать газ по внутрироссийской цене (как раз около $73).
При этом белорусский президент Александр Лукашенко еще в октябре говорил, что все нефтегазовые споры с Россией урегулированы. Но Россия на официальном уровне это так и не подтвердила.
Александр Пасечник полагает, что вопрос нефтяного транзита Минск пытается использовать для укрепления своих переговорных позиций при обсуждении газовых разногласий.