За прием ставок в интернете букмекеров могут обязать платить в 100 раз больше, чем прописано в Налоговом кодексе. Остальные ставки налога на игорный бизнес хотят повысить в два раза, следует из проекта поправок, подготовленного Минфином.
Все на два
Министерство финансов России представило в правительство проект поправок в Налоговый кодекс (НК), в два раза повышающих ставки налога на игорный бизнес. При этом ранее рассматривалось более существенное повышение ставок — до 10 раз. Документ размещен на официальном сайте нормативно-правовой информации.
Поправки к закону были разработаны Минфином к концу ноября и доработаны Госдумой после публичного обсуждения. Налог на игорный бизнес относится к региональным налогам. В нынешнем виде проект поправок подразумевает, что субъекты Российской Федерации увеличат налоговые ставки в два раза от нынешних пределов, установленных в статье 369 Налогового кодекса. Минэкономразвития дало положительную оценку проекту поправок.
Сумма налоговых отчислений в месяц за один игровой стол будет установлена в диапазоне от 50 тыс. до 250 тыс. руб., а за один игровой автомат — от 3 тыс. до 15 тыс. руб. Налог за один пункт приема ставок тотализатора и букмекерской конторы составит от 10 тыс. до 14 тыс. руб.
За пункты приема ставок (процессинговые центры) тотализаторы и букмекерские конторы обяжут платить от 50 тыс. до 250 тыс. руб.
В свою очередь, за прием ставок в интернете предпринимателей хотят обязать ежемесячно выплачивать 2,5–3 млн руб., что в сто раз больше нынешних налоговых ставок.
В случае, когда налоговые ставки не определены законами самих субъектов Российской Федерации, они устанавливаются, исходя из минимальных значений, прописанных в НК.
Кроме того, поправки будут внесены в закон о лотереях, которые наряду с букмекерством активно развивались в России после запрета игорного бизнеса вне особых зон. С момента их принятия операторы лотереи должны будут оплачивать ее выигрыш только после предъявления победителем документа, подтверждающего личность.
Один за всех
В 2006 году российские власти запретили организацию бизнеса казино вне специально отведенных для этого игорных зон, которые начали появляться лишь спустя три года, в 2009-м. До принятия этого решения оборот казино и игровых автоматов оценивался в $5–6 млрд при 400 тыс. игровых автоматов по всей России, следует из обзора российского игорно-развлекательного рынка консалтинговой компании Cushman & Wakefield. К 2006 году было выдано 6300 лицензий, более 60% заведений работали в Москве и Санкт-Петербурге.
Однако в 2009 году к моменту вступления закона в силу ни одна из игорных зон не функционировала. Первые казино были открыты в зоне «Азов-Сити» в 2010 году («Оракул» и «Шамбала»). Объем инвестиций в них на конец 2015 года превышал 5 млрд руб. Казино в Алтайском крае и в Приморье заработали лишь в 2015 году. Таким образом, легальный игорный бизнес в период 2009–2015 годов ограничился работой только одной зоны — «Азов-Сити». Все четыре легальные игровые зоны стали действовать на территории России лишь в прошлом году, после открытия казино в Калининградской области.
Кто сколько даст
Как следует из отчета Федеральной налоговой службы (ФНС) России, сумма исчисленного налога на игорный бизнес за 2015 год составила 623 млн руб. Информацией о сборах за 2016 год налоговые органы пока не располагают.
В министерстве финансов Калининградской области в октябре 2016 года заявили о планах пополнить годовой бюджет за счет игорной зоны «Янтарная» на 9 млн руб., хотя еще весной правительство региона рассчитывало на доход в 40 млн руб., отмечает сайт News of Gambling.
Доход алтайского бюджета за прошедший год от игорной зоны «Сибирская монета» составил 37 млн руб. За год зону казино посетило более 30 тыс. туристов. Это на 10 тыс. больше, чем в 2015 году, рассказал глава региона Александр Карлин агентству «Интерфакс».
Что касается игорной зоны в Приморье, пока она не оправдывает налоговых ожиданий краевых властей.
На низкий уровень поступлений в бюджет региона от этого вида деятельности обратила внимание Контрольно-счетная палата Приморского края. По данным, опубликованным на сайте департамента финансов Приморского края, по состоянию на 1 декабря 2016 года поступления в краевой бюджет от игорного бизнеса составили 128,5 млн руб.
Старейшая игровая зона — «Азов-Сити» — пополнила бюджет Краснодарского края в 2016 году на 236,5 млн руб., следует из данных министерства финансов региона. Число посетителей «Азов-Сити» за год составило 464,6 тыс. человек.
В 2017 году планируется открытие еще одной игорной зоны — в Республике Крым. Она должна появиться на территории санатория «Жемчужина» в поселке Гаспра в Большой Ялте, расположенном недалеко от замка «Ласточкино гнездо». Госсовет Крыма принял закон о налоге на игорный бизнес в ноябре 2014 года — спустя полгода после референдума о присоединении к России, определив ставки на максимально возможном уровне по НК России. За прошедшие два года общее количество букмекерских контор на территории полуострова выросло на 370%, с 20 до 94. Доходы от налогов на игорный бизнес за первые полгода 2016 года составили 3,8 млн руб., что в три раза выше, чем за аналогичный период 2015 года, рассказала министр финансов Республики Крым Ирина Кивико.
Сочи играет по-крупному
В начале года, 5 января, в России открылась пятая зона казино — на территории Красной Поляны в Сочи. Постановление о создании игорной зоны в горах Сочи премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал в августе 2016 года. «Сочи казино и курорт» имеет пять звезд и единовременно может вместить до 2 тыс. посетителей. В настоящее время в казино работают 569 автоматов и 70 игровых столов. Ожидаемый размер налоговых отчислений от его работы составляет более 433 млн руб. в год.
При этом под угрозу закрытия попал «Азов-Сити» — согласно действующему законодательству, в одном субъекте Федерации не может быть двух игорных зон. Закрытие планируется на 1 января 2019 года.
Поправки в налоговое законодательство негативно скажутся на бизнесе, сообщил «Газете.Ru» генеральный менеджер «Сочи казино и курорт» Стюарт Маклафлин. «В проект вложено более 4 млрд руб., есть план по окупаемости, и изменение «правил игры» заставит нас пойти на корректировку стратегии и бизнес-планов», — добавил он, отметив, что во всем мире казино — огромный многомиллиардный бизнес, но в России он находится в зачаточной стадии, не успев оформиться и окрепнуть. «Резкие изменения в области законодательства и повышение налоговой нагрузки могут стать значительным препятствием для развития уже существующих проектов и появления новых», — убежден Маклафлин.
Как рассказали в Cushman & Wakefield (работали над проектом казино в Сочи), с учетом оборудования, которое стоит в казино «Сочи», в 2017 году сумма налоговых сборов должна составить около 150 млн руб. (при нынешних налоговых ставках). При этом на оплату труда и содержание персонала предполагается потратить в 10 раз больше — около 1,5 млрд руб. Также предполагаются довольно высокие операционные расходы, в том числе на управление, банковские, на охрану, маркетинг (около 25–28% от планируемой выручки казино). Налогообложение столов и автоматов в этом случае составляет менее 5% расходов.
«Однако двукратное увеличение налоговых ставок сделает эту статью расходов уже существенной», — рассказала руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Марина Смирнова.
Поэтому представителям бизнеса пока трудно говорить о перспективах изменения законодательства. Проще говоря, рассчитать расходы легче, чем точно спрогнозировать доходы. Среди играющих значение факторов — рынок легального игорного бизнеса, который долго оставался практически вакантным (действовала только одна игорная зона, да и та была труднодоступной для массовых игроков). «Вакантная» ниша быстро заполнилась подпольным бизнесом, который существует до сих пор. Как следствие, подпольные казино перетягивают доходы легальных. Кроме этого, в России активно работают онлайн-казино, обороты которых растут. Это тоже приведет к снижению доходов легальных казино ниже расчетных. Поэтому очевидно, что увеличение налоговой базы будет весьма чувствительным для экономики игорной зоны.
«Менять столь радикально ставки налогообложения — это не только путать расчеты инвесторов, но и плохой сигнал бизнесу в целом. Игорный бизнес особенно чувствителен к этим изменениям, так как в этой сфере очень часто меняется регулирующее законодательство», — заключили в компании.