С января 2017 года ФНС приступает к возврату 300 млрд руб. недоимок по страховым взносам. Компаниям-должникам грозит приостановление расходования денежных средств по банковским счетам, бесспорное списание с лицевых счетов организаций до 5 млн руб. в пользу государства, а также наложение ареста на имущество. О том, с чем предстоит столкнуться налогоплательщикам в следующем году, в интервью «Газете.Ru» рассказал глава ФНС Михаил Мишустин.
— С 2017 года ФНС приступает к администрированию страховых взносов. Вы успели к этому подготовиться? Каких неприятностей ждать налогоплательщикам?
— Основная цель реформы — создание условий для существенного снижения административных издержек бизнеса. Мы старались максимально сохранить существующий порядок исчисления и уплаты страховых взносов без повышения фискальной нагрузки на бизнес. Сохранились перечень плательщиков, база для исчисления взносов и размеры тарифов. Поэтому передача полномочий налоговым органам не только не доставит неудобств плательщикам страховых взносов, но и наоборот, упростит работу.
Сосредоточив в одних руках администрирование страховых взносов, установив единый срок представления единого расчета, мы сократим и число проверок, и количество форм отчетности с четырех до одной.
Граждане смогут увидеть в своих личных кабинетах налогоплательщика все отчисления работодателей за себя в страховые фонды. Точно так же, как они видят сегодня информацию по уплаченному за них налогу на доходы физических лиц. Мы достаточно долго администрируем НДФЛ, и он очень похож на администрирование страховых взносов. Абсолютно та же база — фонд оплаты труда.
Сейчас завершается сверка с Пенсионным фондом и Фондом социального страхования по плательщикам страховых взносов. Кроме того, проводится сверка с ПФР по всем застрахованным лицам в системе обязательного пенсионного страхования.
— Что будете делать с должниками?
— При передаче администрирования страховых взносов налоговым органам также передается функция по взысканию задолженности по страховым взносам, накопленной за шесть лет фондами по состоянию на 1 января 2017 года. Эта задолженность оценивается в сумму более 300 млрд руб.
В 2001 году ФНС уже принимала задолженность от внебюджетных фондов по единому социальному налогу в размере 689 млрд руб. В 2010 году, когда администрирование вновь перешло к фондам, она снизилась до 99 млрд руб.
По сравнению с государственными внебюджетными фондами у налоговой более широкие возможности по работе с задолженностью.
В числе мер — приостановление расходования денежных средств по банковским счетам налогоплательщиков, бесспорное списание с лицевых счетов организаций до 5 млн руб. в пользу государства, а также наложение ареста на имущество должника. И мы ведем постоянную работу в этом направлении. Практически каждый третий рубль задолженности предприятий взыскивается с их счетов в бесспорном порядке, а весь комплекс мер обеспечивает около 70% ее погашения.
— То есть списанием накопившейся задолженности вы заниматься не будете?
— Процесс передачи задолженности начнется с первого квартала 2017 года. До этого момента государственные внебюджетные фонды сами спишут безнадежную к взысканию задолженность.
— Потребуют ли новые функции создания новых систем обработки данных и какие технологии вы будете внедрять?
На самом деле технологии по администрированию налогов и сборов позволяют с успехом администрировать и страховые взносы. Так, налоговая база для исчисления взносов та же, что и для исчисления НДФЛ. Так что, еще раз повторю, передача нам администрирования страховых взносов значительно оптимизирует многие бизнес-процессы.
Впрочем, администрирование страховых взносов имеет и свои особенности. Поэтому информационные ресурсы налоговых органов будут доработаны. Необходимо обеспечить прием и проверку расчетов по страховым взносам, содержащих персональные данные по каждому застрахованному лицу, а также наладить информационное взаимодействие с государственными внебюджетными фондами.
— На зарплату сотрудникам, которые будут заниматься взносами в следующем году вам из бюджета выделено дополнительно 2,8 млрд руб. Новых сотрудников будете набирать из фондов?
В штате ФНС России и ее территориальных органов сохранилось достаточное количество сотрудников, имеющих опыт администрирования единого социального налога, на смену которому пришли страховые взносы. Сотрудников ПФР будем принимать на вакантные должности на более льготных условиях, без конкурсов.
При этом, конечно же, подбирать кандидатов будем с учетом их квалификации, профессионального образования и стажа государственной гражданской службы или работы по специальности. Окончательное решение о новых штатных единицах будет определено правительством.
— Анализировала ли ФНС предложения по введению прогрессивной шкалы подоходного налога?
Мы смотрели разные варианты введения прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц. Расчеты были направлены в Минфин. Решение о целесообразности введения прогрессивной шкалы относится в его компетенции.
Но информационные технологии, которые служба использует в своей деятельности, позволяют администрировать подоходный налог в любой конфигурации.
Сейчас наблюдается стабильный объем поступлений от НДФЛ. В 2013 году в консолидированные бюджеты субъектов — 2,5 трлн руб., в 2014 году — уже 2,7 трлн руб., в 2015-м — 2,8 трлн руб. В настоящее время 97,5% поступлений НДФЛ обеспечивается за счет удержания налога налоговыми агентами при выплате дохода.
Конечно, введение прогрессивной шкалы ставок по НДФЛ потребует изменения порядка администрирования налога, его декларирования и механизма уплаты.
Усложнится процедура уплаты налога. Это существенно повлияет на поступления сумм налога, так как если в течение налогового периода налогоплательщик получает доходы от нескольких налоговых агентов, то они не смогут определить совокупный доход налогоплательщика, а значит, и применить соответствующую ставку.
Возрастет нагрузка на налогоплательщиков и налоговые органы, так как фактически потребуется переход на декларирование доходов всеми, кто имеет более одного источника дохода.
— В конце 2016 года физлица уже почувствовали рост налоговой нагрузки в связи с введением новых правил уплаты налогов на имущество. Жалобы граждан на ошибки оценки недвижимости — это массовое явление? Известно о случаях, когда налоговые органы не учитывали налоговые вычеты (20 кв. м для квартир, 10 кв. м — для комнат, 50 кв. м — для частных домов). Насколько масштабна эта проблема?
— Действительно, переход с 2015 года к исчислению налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости в 28 субъектах вызвал много вопросов у налогоплательщики накануне срока уплаты налогов — до 1 декабря.
В первую очередь вопросы касаются причин изменения суммы налога. Много вопросов о применении новой системы налоговых льгот, ставок, вычетов и усовершенствованного порядка направления налоговых уведомлений. Но вопрос о корректности определения кадастровой стоимости не входит в компетенцию налоговиков и относится к сфере профессиональных оценщиков, проводивших кадастровую оценку, а также Росреестра.
Кстати, далеко не во всех случаях стоимость выросла. Например, по жилым помещениям в сельских поселениях она снизилась. Когда налогоплательщик считает кадастровую стоимость недостоверной, он может ее оспорить — в досудебном порядке на уровне комиссий при органах Росреестра или в судах. После этого ошибка устраняется.
И хотя кадастровая оценка не наша функция, тем не менее налогоплательщики сначала идут именно к нам, и здесь мы идем им навстречу. Мы сами направляем запросы в органы Росреестра и, получив актуальную информацию, вносим необходимые изменения.
— За последнее время приняты решения, которые обязывают граждан России, проживающих за рубежом, отчитываться в ФНС. Судя по реакции «россиян-иностранцев», они вряд ли пойдут добровольно «сдаваться» налоговикам. Какие есть рычаги у ФНС, чтобы заставить людей это делать?
— Собственно налоговые обязательства таких лиц эти решения не затрагивают. Как и ранее, постоянно проживающие за пределами РФ граждане России являются налоговыми резидентами соответствующих иностранных государств и должны привлекаться к налогообложению своих мировых доходов именно в этих странах. Но, если говорить о российских доходах и имуществе таких лиц, ФНС активно разрабатывает механизмы, которые позволили бы гражданам не только удаленно исполнять свои обязательства, но и привлекать к ответственности недобросовестных налогоплательщиков.
Автоматический обмен информацией о финансовых счетах, который будет запущен в 2018 году, позволит добиться нового уровня прозрачности в этом отношении.
В то же время валютное законодательство РФ предусматривает обязанность граждан отчитываться по своим зарубежным счетам — это распространенная общемировая практика, которая есть и в странах Евросоюза, и в США. Например, во Франции, согласно Валютно-финансовому кодексу, физические лица обязаны декларировать свои счета в иностранных банках одновременно с подачей налоговой декларации. Причем санкции за непредоставление информации по зарубежным счетам весьма серьезные.
Российские налоговые органы за годы работы накопили значительный объем информации о зарубежных счетах граждан. Также налоговые органы обмениваются с российскими банками информацией о наличии в базе налоговых органов сведений о зарубежных счетах резидентов.
Таким образом, люди сами должны понимать, что в случае нарушения ими валютного законодательства за сокрытие сведений по зарубежным счетам к ним могут быть применены соответствующие административные меры.
— По разным экспертным оценкам, теневой сектор экономики сейчас составляет от 15 до 30%. То есть, возможно, каждый третий бизнесмен не платит налоги. У вас достаточно сил вывести из тени уклонистов? Что в администрировании вы готовы ужесточить?
— Первое, что мы делаем для того, чтобы сузить «серую» зону, — это совершенствуем нормы контроля, практически не затрагивая добросовестных граждан. Создаем систему прозрачности ввоза товаров на территорию РФ как при помощи маркировки, так и через автоматизированную систему НДС. Розница в этом смысле самое «серое» место. С февраля 2017 года вступает в силу закон о новом порядке применения контрольно-кассовой техники. Это позволит в режиме онлайн получать информацию розничной торговле. Через три года такой контроль должен быть внедрен для всех видов деятельности. Эти меры позволят сократить «серую» зону.
Но обо всем по порядку: АСК НДС позволяет контролировать формирование добавленной стоимости от производителя до конечного потребителя и исключать незаконную налоговую оптимизацию, следовательно, выстраивать прозрачную экономику.
Система маркировки позволяет контролировать оборот товара от этапа производителя / импортера до конечной реализации.
Мы создали информационный ресурс «Маркировка». 20% участников, зарегистрированных в нем, ранее не представляли информацию в налоговые органы о ведении предпринимательской деятельности либо представляли нулевую декларацию.
Реализация этих проектов позволит достичь качественно нового уровня контроля за движением денежных средств и создать предпосылки для построения систем мониторинга и анализа товарных потоков.
При этом мы создаем условия, когда налогоплательщику выгоднее платить, быть добросовестным, выстраивая свой бизнес для приобретения репутации, позволяющей иметь связи с такими же добросовестными контрагентами, взаимодействовать с государством, получать от него контракты на общественно значимые проекты, а не просто уходить в тень.
Мы изменили стратегию контрольной работы, и сегодня в поле нашего зрения находится не столько конкретный налогоплательщик, сколько отрасль в целом. Мы знаем основных игроков, знаем схемы поставок и реализации продукции и товаров. Невозможно, да и неразумно пытаться вывести из тени отдельно взятого налогоплательщика в условиях жесткой конкуренции — это приведет лишь к его банкротству и невозможности существовать на рынке.
— В проекте федерального бюджета на 2017–2019 годы предусмотрен дополнительный рост доходов по сравнению с 2016 годом на 14,4 млрд руб. Но уже на 2018 и 2019 годы таких планов нет. Совершенствование администрирования налогов себя исчерпало?
— Ни одна лучшая в мире система налогового администрирования не сможет дать постоянное повышение сбора доходов, если не будет работать экономика. Если не будет создаваться новая добавленная стоимость, то очень сложно будет, даже в идеальной модели работы, повышать администрирование. Тогда нужно повышать нагрузку.
Пока мы оцениваем ожидаемый эффект работы ФНС в других цифрах. Налоговые доходы в федеральный бюджет на следующий год предусмотрены в размере 7,9 трлн руб. с темпом роста 16% относительно бюджета на 2016 год.
Очень высокие темпы роста мы ожидаем по основным налогам: по налогу на прибыль организаций — 29% по сравнению с 2016 годом, по НДС — 10,0%.
С одной стороны, в бюджетные параметры поступления налоговых доходов заложено изменение налогового законодательства в части изменения ставки налога на прибыль с 2 до 3%, индексации ставок акцизов и НДПИ.
С другой — в них учтены и дополнительные поступления за счет уже работающих инструментов налогового администрирования, таких как АСК НДС. А также за счет внедрения новых проектов, в том числе переход на новую технологию контрольно-кассовой техники и систему маркировки.
— ФНС за последние годы сильно продвинулась в плане взаимодействия с налогоплательщиками. Но многие руководители предприятий и организаций продолжают жаловаться на проверки, которые ведет ФНС. Они утверждают, что у инспекторов по-прежнему стоит задача обязательно найти нарушения. Особенно сейчас, в условиях жестких бюджетных проблем. Когда изменится этот подход?
— Согласитесь, если нарушение присутствует, оно должно быть установлено и устранено. А в условиях бюджетных проблем это приобретает особую актуальность. Мы уже изменили сплошной подход к проверкам на риск-ориентированный и добились устойчивого тренда сокращения количества выездных проверок. В сравнении с 2010 годом их количество сократилось в три раза.
Мы сместили акценты в контрольной работе на стимулирование налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств и к отказу от применения незаконных налоговых схем. Повышаем качество налогового контроля и за счет проведения всестороннего анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков по 12 критериям налоговых рисков.
В результате при снижении количества выездных налоговых проверок увеличивается их эффективность. Сегодня проверками охвачено в среднем всего лишь четыре налогоплательщика из тысячи, а по субъектам малого предпринимательства — только один из тысячи. При этом эффективность одной проверки растет: за девять месяцев 2016 года она превысила 13 млн руб. и выросла в 1,4 раза.
После внедрения системы управления поведением налогоплательщика служба продолжает работу по отраслевым проектам: осуществляется мониторинг прозрачности сферы ИТ-дистрибуции, ювелирной отрасли, алкогольного рынка. Новые отраслевые проекты, которые реализует служба, охватывают фармацевтику, рыбную и лесную отрасли. Основной задачей данных отраслевых проектов является создание волнового эффекта, который предусматривает добровольное исполнение остальными налогоплательщиками соответствующей отрасли своих налоговых обязательств.
Кроме того, на треть снизилось количество документов, запрашиваемых у налогоплательщиков. Почти на 50% по сравнению с 2014 годом.
Во многом таких результатов удалось достичь благодаря введению расширенного электронного декларирования по НДС.
Поэтому без необходимости ФНС бизнес не беспокоит. Только при наличии весомых предположений, что налогоплательщик не в полном объеме исполняет свои налоговые обязательства. Что касается вопроса «кого проверять», должно быть однозначное понимание — «тех, кто нарушает законодательство». Крупная это компания или нет, перед законом все равны.
От стандартного результата — объема доначислений и взысканий — мы переходим к моделям, когда результатом контрольной работы является добровольное уточнение налоговых обязательств за предыдущие периоды.
— Какой прогноз по сбору налогов в этом и следующем годах?
— В текущем году ФНС сохраняет положительный тренд роста налоговых поступлений.
За 11 месяцев 2016 года поступления в консолидированный бюджет составили более 13 трлн руб.
Обратите внимание, что в первом полугодии экономика снизилась почти на 1% ВВП. Рост поступлений по-прежнему сдерживает отрицательный темп роста НДПИ на нефть до 81,3% от ожиданий в результате удешевления средней цены на нефть Urals с $54,83 до $39,28.
Но плохая конъюнктура компенсировалась ростом поступлений основных бюджетообразующих налогов.По налогу на прибыль поступления составили 2,6 трлн руб. и выросли на 6,6% при снижении выручки основных экспортеров сырьевых товаров в рублевом эквиваленте на 50%.
Поступления НДС составили 2,4 трлн руб. и выросли на 10% на фоне снижения оборота розничной торговли на 5,4% По НДФЛ поступило 2,6 трлн руб., что на 7,9% больше десяти месяцев 2015 года. Это, кстати, показывает, что в 2016 году номинальная среднемесячная заработная плата выросла на 7,9%. И эти же данные доказывают эффективность администрирования налогов с заработной платы.
Поступления по акцизам составили 1,2 трлн руб. и выросли на 27,6%, в том числе на крепкую алкогольную продукцию — на 26,6%.
В целом по 2016 году в консолидированный бюджет РФ поступит около 14 трлн руб. И мы планируем сохранить положительную динамику поступлений — в том числе за счет эффективного налогового администрирования.
Служба строит работу по налоговому администрированию на базе современных информационных технологий, что позволяет автоматизировать налоговые процедуры и свести к минимуму влияние человеческого фактора при проведении проверок.
Запуск федерального ЦОДа в Дубне, использование технологии Big Data позволили запустить АСК «НДС-2», которая пресекает случаи уклонения от уплаты НДС и мошенничества при его возмещении. Это способствует созданию здоровой конкурентной среды, снижает давление на бизнес и позволяет вывести из зоны контроля добросовестных налогоплательщиков.
За время использования АСК «НДС» в 12 раз снизилось количество случаев заявления возмещения высокорисковыми организациями. И, как следствие, мы видим значительный рост поступлений налога на добавленную стоимость.Таким образом, даже при слабых макроэкономических показателях служба удерживает положительный темп роста налоговых поступлений за счет создания прочной технологической и интеллектуальной платформы налогового администрирования, которая компенсирует серьезное падение налога с нефтегазовых доходов.
— Один из самых популярных сервисов на сайте ФНС России – это «Проверь себя и контрагента». Чем обусловлена эта популярность?
— Раздел «Проверь себя и контрагента» представляет целую группу сервисов, которые призваны помочь предпринимателям проявлять должную осмотрительность при выборе партнеров по бизнесу. Сервис позволяет за считаные секунды найти юридическое лицо или индивидуального предпринимателя в реестре и просмотреть выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Дополнительные разделы позволяют получить такую информацию, как, например, не является ли юридический адрес адресом массовой регистрации, не входят ли в состав учредителей дисквалифицированные лица, не находится ли юрлицо в стадии ликвидации и другую информацию.
На протяжении нескольких лет по числу запросов этот сервис является самым популярным среди сервисов сайта ФНС России. В 2015 году к группе сервисов «Проверь себя и контрагента» зафиксировано свыше 508 млн обращений, за десять месяцев 2016 года — свыше 422 млн. В отдельные дни фиксируется свыше 2 млн запросов.
Мы будем модернизировать этот раздел. В следующем году мы постараемся создать мультисервис, который объединит в себе некоторые сведения из раздела «Проверь себя и контрагента». Через этот сервис станет возможным увидеть данные, ранее относившиеся к налоговой тайне: сведения о задолженности, налоговых правонарушениях, уплаченных налогах, суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности. Можно будет проверить и участие в консолидированной группе, и информацию об использовании специального налогового режима. Этот сервис позволит максимально обезопасить бизнес от сомнительных контрагентов.
— ФНС России представляет интересы государства в процедурах банкротства по всем долгам перед РФ. Эта функция помогает вам взыскивать налоги или только отягощает работу налоговиков?
— Мы используем все предоставленные законом механизмы пополнения бюджета. И банкротство тоже рассматриваем как такой механизм. Здесь поставлена цель — препятствовать злоумышленникам списывать долги по завершении конкурсного производства.
Последовательные шаги организаторов схем уклонения от налогообложения зачастую очевидны. Сначала они фабрикуют первичные документы, манипулируют бухгалтерской и налоговой отчетностью, после того как мы выявим это, судятся. Но и после того, как мы выигрываем суд, цель не платить не исчезает. Тогда они пытаются решить проблему просто — бросив фирму или уйдя в банкротство. Такие попытки для нас сейчас объект особо пристального внимания и противодействия.
По сути, взыскание через банкротство сейчас является и частью единого механизма налогового контроля. Точечная проектная работа с крупнейшими и проблемными должниками начинается со стадии планирования выездных налоговых проверок, возникновения рисков неплатежеспособности в случае неуплаты налогов в установленный срок.
Главное, дать понять, что недобросовестное банкротство не гарантирует уход от долгов перед государством. Сейчас мы делаем акцент на том, что привлекаем к имущественной ответственности контролирующих и аффилированных лиц, злоупотребления, с участием которых повлекли неплатежеспособность основного должника. Если не платит оболочка, на которой накоплены долги, и мы видим, что доход от деятельности должника направлялся бенефициару, выводились активы или бизнес целиком переведен на других лиц, мы предъявляем претензии к ним. У нас уже сложилась практика, когда суды взыскивают долги с новых предприятий, пусть даже формально и не связанных с должником, а также с физических лиц — выгодоприобретателей от деятельности должника.
— Все это дает какие-то реальные результаты? Не может ли такой подход отрицательно повлиять на бизнес?
— Общие поступления в бюджет от банкротства за девять месяцев 2016 года составили почти 50 млрд руб. и увеличились более чем в два раза относительно того же периода 2015 года.
Важно то, что мы непримиримо относимся только к уклонистам. Если же у добросовестного налогоплательщика возникли временные трудности с исполнением своих обязательств перед бюджетом, мы используем механизмы согласительных процедур, направленные на погашение накопленной налоговой задолженности в рассрочку, сохранение бизнеса и рабочих мест.
В 2016 году увеличилось количество заключенных мировых соглашений с налогоплательщиками в банкротстве. Увеличился в три раза размер задолженности, в отношении которой заключены мировые соглашения, а поступления в бюджет в рамках таких соглашений возросли в пять раз и уже составили почти 1 млрд руб.
Кроме главной цели — пополнения бюджета — за счет такого подхода формируется добросовестное поведение должников, что позволит повысить налоговую дисциплину, мотивировать на своевременное добровольное исполнение налоговых обязательств. Добросовестные бизнесмены не должны оказываться в худшей экономической ситуации, чем те, кто уклоняется от налогообложения. Заставляя платить тех, кто злоупотреблял своим положением, мы одновременно устраняем и условия для недобросовестной конкуренции.