Власти не будут приватизировать «Газпром». Россия «не теряет веры» в газовую монополию, несмотря на то, что за последние 10 лет компания потеряла 80% капитализации, заявил президент Владимир Путин. Прежде чем продавать «Газпром», его нужно разделить на добывающую и транспортную составляющую, тогда их суммарная рыночная стоимость вырастет в разы, советуют эксперты. Однако приватизация добычных активов приведет к росту тарифов на газ.
Россия не намерена продавать «Газпром». Об этом заявил президент России Владимир Путин в интервью Bloomberg. «Это связанно с особенностями российской экономики, социальной сферы и энергетики», — пояснил он.
По словам Путина, Россия не теряет веры в «Газпром», несмотря на то, что за последние десять лет компания потеряла 80% капитализации в долларовом выражении. Президент также отметил, что компания «явно недооценена».
Десять лет назад – в 2006 году — ик стоимости акций «Газпрома» на Московской бирже был достигнут 10 мая (тогда они стоили 331,8 рублей за штуку), на фондовой бирже Лондона — чуть раньше — 6 мая ($23,7). В понедельник, 5 сентября, бумаги газовой монополии на Московской бирже стоили 136 рублей, на Лондонской — $4,14. Капитализация компании составила 3,225 трлн рублей и $49,389 млрд.
Таким образом, падение стоимости акций компании в долларах действительно близко к 80%, но в рублях компания потеряла лишь около 60,5%. Связано это с изменением курса доллара, который на 6 мая 2006 года, по данным ЦБ, составлял 27,12 рубля, а на сегодняшний день американская валюта торгуется на уровне 64,76 рубля.
По словам Путина, падение стоимости «Газпрома» происходило на фоне роста добычи сланцевого газа в США, стагнации экономик стран крупнейших европейских клиентов российской монополии и обвала цен на нефть.
Кстати, в начале июня 2008 года председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер прогнозировал, что через 7-8 лет (то есть, как раз к текущему моменту) капитализация «Газпрома» достигнет $1 трлн.
По словам одного из минориатриев «Газпрома», покупателей на акции газовой монополии найти было бы нетрудно. «Сейчас компания аномально дешева, однако если нефть начнет дорожать и будет решен вопрос с украинским транзитом – рынок может рассчитывать на рост капитализации «Газпрома» в два или даже в три раза», – полагает собеседник «Газеты.Ru».
Россия ранее неоднократно заявляла, что не намерена продлевать истекающий в конце 2019 года транзитный контракт с Украиной. По словам миноритарного акционера, не имеет значения, как будет урегулирован вопрос – сохранят ли транзит, либо введут в строй альтернативный газопровод (например, «Турецкий поток» и «Северный поток-2»), главное, чтобы ситуация разрешилась.
Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов говорит, что цена «Газпрома» сбивается спекулятивно.
«Это реальный актив с крупнейшими в мире доказанными запасами газа (36 трлн кубометров по данным самой компании, — «Газета.Ru»), однако рынок реагирует на постоянные вбросы в духе «туркменский/иранский/американский газ потеснит российский», — поясняет он. — Это продолжается уже много лет, в результате чего в сознании инвестора создается образ «Газпрома» как компании без перспектив». В реальности же, как указывает Симонов, «Газпром» на сегодняшний день достиг рекордной доли на европейском рынке — 31%.
Но основная проблема с приватизацией «Газпрома» не в низкой цене акций. «Государство не пойдет на утрату контроля над компанией», — уверен миноритарный акционер российского газового монополиста.
Сейчас государство владеет 50,232% «Газпрома», таким образом, продажа даже 1% снизит госдолю до уровня ниже контрольного пакета.
Кроме того, приватизация газового гиганта будет означать неминуемую его реструктуризацию. Константин Симонов указывает, что как частная компания «Газпром», например, не стал бы заниматься газификацией регионов, так как это нерентабельно.
«Плюс ко всему, продажа добычных активов приведет к росту цен на газ», – предупреждает гендир ФНЭБ.
Генеральный директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин, напротив, отмечает, что если «Газпром» разделить на газотранспортную компанию, принадлежащую государству и несколько частных добывающих предприятий, то их суммарная рыночная стоимость будет в несколько раз выше нынешней.
«Но подрядчикам единого «Газпрома» может не понравиться, что разделение компании повысит прозрачность инвестиционных решений», — говорит эксперт.