Как стало известно «Газете.Ru», «Норильский никель», изменившийся с принятием новой стратегии в 2013 году, готовится провести визуальное обновление. В частности, производитель хочет «смягчить в углы» в логотипе, а название сократить до привычного всем «Норникель». Это должно отразить изменения, помочь в продвижении продукции как внутри страны, так и за рубежом, а также в привлечении стратегических инвесторов.
«Норильский никель» готовится представить свой новый образ, рассказали «Газете.Ru» источники на рынке. Изменения коснулись двух базовых вещей — логотипа и названия, при этом юридическое название компании остается прежним – ПАО «ГМК «Норильский никель».
За ребрендинг отвечает команда Direct Design Visual Branding (DDBV), в портфеле которых визуальные образы и фирменные стили «Башнефти», «Газпромнефти», «Татнефти», «Ренессанс-кредита» и «Альфа-Капитала».
В компании «Газете.Ru» заявили, что визуальные изменения будут вводиться постепенно, по мере износа и убывания предметов со старой символикой, например спецодежды.
На это может уйти несколько лет, то есть к стилевому единообразию компания придет в 2017–2018 годах. До этого два знака будут существовать совместно.
Консультанты не раскрывают сумму контракта, однако настаивают, что в компании к процессу подошли «максимально экономно».
«Старый знак «Норильского никеля» — острый, с большим количеством углов. У нового принципиально иная геометрия. Он максимально скруглен и не царапает глаз: два полушария, символизирующих бесконечность, между которыми есть ребро жесткости. Графически он является символом надежности и одновременно надежды», — рассказал «Газете.Ru» консультант по брендингу, специалист коммуникационной группы AGT Communications Group Александр Ермилов.
Что касается цвета, дизайнеры решили не отходить от привычной гаммы. Синие тона, по их мнению, являются вполне приемлемыми для промышленных компаний. Плюс у этого цвета есть коннотация с рудой: вкрапления синего свидетельствуют о наличии медно-никелевых руд в горной породе. Впрочем, нельзя сказать, что цвет останется совсем без изменений — оттенок логотипа будет теплее.
Изменения коснутся и названия — «Норильский никель» сократится до разговорного варианта «Норникель». Такой вариант будет проще как для россиян, так и для иностранных партнеров компании, так как английское название тоже сменится с Norilsk Nickel на Nornickel.
Ребрендинг связывают с устареванием внешней атрибутики. «Предыдущий знак «Норильского никеля» существует с 2001 года, — напоминает Ермилов. – Он несет некую архаичность и укорененность с предыдущей эпохой, отпечаток прошлого времени». По его словам, ребрендинг «Норникеля» будет ярким сигналом всем о внутренних переменах в компании.
Прежний бренд успешно отработал повестку, которая была актуальна в начале 2000-х годов, подчеркнули в горно-металлургической компании. Поэтому производитель начал модернизацию активов. Разработка нового «внешнего вида», как правило, связана с желанием изменить представление целевой аудитории о ней, привлечь новых партнеров и увеличить продажи. Первый раунд модернизации пришелся на 2013–2015 годы, и именно его можно считать началом ребрендинга. Новый логотип и название завершат этот процесс.
Ранее президент «Норникеля» Владимир Потанин объявил о начале второго раунда модернизации, который продлится в 2016–2018 годах. В частности, он подразумевает закрытие самого старого актива компании, Никелевого завода, который был открыт в 1942 году (к маю 2016 года было закрыто 75% плавильных мощностей, полная остановка всех переделов произойдет к октябрю 2016 года). Также планируется запуск нового актива – Быстринского ГОКа, который сейчас завершен на 45%.
Целевой уровень инвестиций компании в 2016–2018 годах – $2 млрд в год. При этом «Норникель» рассматривает возможности стратегических партнерств. В декабре 2015 года компания привлекла в Быстринский проект консорциум китайских инвесторов, купивших 13-процентный миноритарный пакет акций, а в январе этого года подписала «пионерское» кредитное соглашение с синдикатом китайских банков, которые открыли пятилетнюю линию в юанях в сумме, эквивалентной $730 млн, рассказывал Потанин.
Дружелюбные логотипы
Последние 10 лет — время активного ребрендинга в России. Свой фирменный стиль обновили многие банки, авиакомпании, торговые сети, сотовые операторы: «Росбанк», «Альфа-Банк», Внешторгбанк 24, МТС, «Билайн», «Аэрофлот», «Сибирь», «Перекресток», «Эльдорадо». Бюджеты, потраченные на обновление корпоративного стиля, как правило, исчисляются десятками и сотнями миллионов рублей.
В 2014 году концерн «Калашников» начал кампанию по ребрендингу, объявив о новой философии самого известного в мире автомата: «Оружие мира». Новый логотип был образован двумя буквами «К», взятыми из названия «Концерн Калашников», и сочетанием красного и черного, разработкой которого занималось коммуникационное агентство «Апостол». Интересно, что курирующий оборонную промышленность вице-премьер Дмитрий Рогозин раскритиковал намерение концерна потратить на обновление бренда и сайта 40 млн руб. Позднее стало известно, что «Калашников» не будет брать на эти цели деньги из бюджета: вместо этого были привлечены средства частных инвесторов, в том числе совладельца «Калашникова» Алексея Криворучко. На следующий год глава госкорпорации «Ростех», в состав которой входит концерн, Сергей Чемезов заявил, что ребрендинг сделал концерн «Калашников» более узнаваемым в мире.
Сама корпорация представила обновленный бренд в 2012 году, сократив свое название с «Ростехнологий» до «Ростеха».
Логотип изменили со звезды на квадрат, при этом корпорация стала проводить более открытую публичную политику. Затраты на ребрендинг оценивались тогда в $1,5 млн.
В 2009 году президент Сбербанка Герман Греф объявил о том, что у кредитной организации появится новый бренд. Банк сменил скучный зеленый цвет логотипа на более яркий, убрал из названия слово «Россия», запустил интернет-банк и занялся ремонтом разветвленной сети отделений. Стоимость брендбука оценивалась до $1 млн.
В 2008 году также провела ребрендинг компания «Роснанотех». Компания укоротила свое название до «Роснано» и поменяла логотип — вместо двуглавого орла символом компании стала разноцветная сфера «мир возможностей». Эксперты тогда отмечали, что повальное увлечение госкорпораций ребрендингом связано с желанием донести до партнеров, что они становятся эффективными бизнес-единицами с глобальным позиционированием, а значит, с более удобными для иностранцев названиями и дружелюбными логотипами.