Суббота , 5 Октябрь 2024
Home / Экономика и финансы / Клиентов — немерено

Клиентов — немерено

Система выглядит так. Сначала клиент должен «сдать» в ЕБС свои биометрические данные, а потом при обращении за услугами в любой банк пройти аутентификацию, то есть процесс распознавания этих данных для установления личности вместо предъявления паспорта.
Для широкого внедрения выбраны два биометрических параметра — изображение лица и слепок голоса. Сфотографироваться и надиктовать в микрофон несколько кодовых фраз можно в отделениях банков, уже оборудованных для этого микрофонами и специальным программным обеспечением.
<!—

—>
Эти данные привязываются к ЕСИА, единой системе идентификации и аутентификации, которая распознает граждан на портале госуслуг. Таким образом, у гражданина появляется свой электронный «паспорт», открывающий довольно широкие возможности. Например, благодаря ему я обнаружила, что один из банков Санкт-Петербурга предлагает вклады с более выгодной ставкой, чем в Екатеринбурге. Разница приличная — 1,1 процента.
По данным ассоциации Финтех, в целом по стране около 300 отделений 16 российских банков оборудованы техникой для сбора биометрических данных. Сейчас в системе более трех тысяч биометрических профилей, число удаленно выданных банковских продуктов — несколько сотен. В сентябре к процессу сбора данных должны подключиться еще шесть банков.
Как сообщили в Уральском главном управлении Банка России, в Свердловской области пока лишь два банка начали работать с ЕБС: они только собирают данные, но не проводят удаленное открытие счетов и выдачу кредитов. Это федеральные организации, специализирующиеся на выдаче PОS-займов, которые оформляются непосредственно в магазине. К слову сказать, в 2018 году эти банки входят только в четвертый десяток рейтинга надежности Банка России.
В Свердловской области пока лишь два банка начали работать с ЕБС: они только собирают данные, но не проводят удаленное открытие счетов и выдачу кредитов
В уральской пресс-службе одного из крупнейших банков с государственным участием сказали, что до региона новшество еще не дошло. «Наш банк работает строго в соответствии с законодательством и с 1 июля 2018 года начал сбор биометрических данных своих клиентов. Первые офисы, в которых можно пройти эту процедуру, пока заработали только в Москве и Санкт-Петербурге, — сообщили в ответ на запрос «РГ». — До конца года мы обеспечим необходимым оборудованием порядка 200 розничных отделений по всей России, полностью всю сеть — в 2019 году. Мы видим интерес населения к данному сервису. Ожидаем, что со временем он будет только расти».
<!—

—>
— Пока тема удаленной идентификации — не самая важная на повестке дня региональных банков, — отмечает заместитель председателя Уральского банковского союза Евгений Болотин. — Возможно, она станет актуальной ближе к концу года.
— Несколько лет назад я неофициально спрашивал у банкиров, готовы ли они к введению удаленной идентификации. Они ответили: если нас обяжут, куда мы денемся? — рассказывает исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Эльман Мехтиев. — Они не готовы, я вынужден это признать. Другой вопрос: как заинтересовать клиентов?
Эксперт приводит в пример опыт Беларуси: аналогичная система там не заработала ни через полгода, ни через год после запуска. Что сделало правительство? Предложило людям, зарегистрированным в системе, возможность получить кредитную историю онлайн. До этого шесть тысяч человек ежегодно получали ее посредством личного обращения. Но всего за первый месяц работы новой системы пять тысяч человек обратились за кредитной историей через интернет.
— Так что необходимо придумать методы стимулирования клиентов. В цифровом прстранстве маркетинг услуг меняется: человек пойдет туда, где легче. Но это изменение банкиры пока не видят совсем, — резюмирует Мехтиев.
Комментарии
Антон Виноградов, генеральный директор компании AIC:
— Пока что активнее продвигает систему биометрической идентификации бизнес — ему это выгодно в плане сокращения затрат на безопасность, сбор данных и опознание клиентов. Когда начнется централизованная рекламная кампания, станет активнее подключаться население. В перспективе потенциал у сервиса большой: клиенты смогут не только пользоваться услугами банков в любой точке России, но и оплачивать покупки с помощью биометрии (такая система уже прошла тестирование, например, в Эрмитаже), пользоваться другими инновационными сервисами, которые еще только предстоит придумать. Конечно, пока возникают технические сложности взаимодействия между платформами, кроме того, пользователи испытывают страх перед сервисом, как перед любой другой новацией.
Константин Щемелинин, эксперт:
— Российские банки стоят на пороге широкого внедрения данной процедуры, причем электронные платежные системы, распространенные в интернете, уже давно и с успехом делают это. Крупнейшие игроки на рынке России — Яндекс.Деньги, Webmoney, Qiwi, PayPal. Удаленная идентификация является менее защищенным способом, чем личное присутствие, поэтому некоторые сервисы ограничивают размер транзакции в зависимости от уровня идентификации клиента. Исходя из этого опыта, неплохим решением для банков было бы выделение определенного лимита на транзакции, совершаемые путем удаленной идентификации. Так можно соблюсти баланс между безопасностью отдельной транзакции и безопасностью всех денег на расчетном счете.

Советуем посмотреть

Банкир назвал три табу при выдаче ипотеки

Банки должны соблюдать некоторые правила при выдаче ипотеки. В первую очередь речь идет о запрете …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.