Алессандра Прэнтис
КИЕВ (Рейтер) — Коррумпированные украинские чиновники могут больше не опасаться ключевой реформы, требующей раскрыть размеры их состояний, поскольку орган, которому поручены перекрестные проверки, не работает, сказал глава Национального антикоррупционного бюро.
Обнадеживая своих сторонников, в том числе Международный валютный фонд, Киев запустил в 2016 году электронную систему декларирования активов и доходов депутатов и должностных лиц, представив это как решительный шаг в борьбе с укоренившимся взяточничеством.
Раскрытие чиновниками сведений о принадлежащих им миллионах долларов и роскошных автомобилях в стране, где среднемесячная зарплата едва превышает $200, наделало много шума и породило надежды, что виновные в получении доходов преступным путем будут привлечены к ответственности.
Но инициатива, возможно, была обречена с самого начала, полагает Артем Сытник, директор Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ), задача которого — расследовать факты коррупции в государственных учреждениях.
Неспособность использовать систему электронного декларирования для повышения подотчетности и прозрачности доходов чиновников наносит значительный удар по борьбе с коррупцией на Украине. По мнению реформаторов, ситуацию усугубляет отсутствие политической воли.
«Мы увидели декларации чиновников. Они шокировали мир… Но орган, в прямую компетенцию которого входит проверка этих деклараций просто не работает», — сказал Сытник в интервью, указывая на Национальное агентство по предупреждению коррупции.
«Е-декларирование, за которое они отвечают, могло бы стать очень эффективным инструментом борьбы с коррупцией, но к сожалению, из-за того, что этот орган не был фактически создан, так и не начал свою работу, то этот инструмент под угрозой сейчас».
Агентство не ответило просьбу о комментарии, но ранее жаловалось, что нехватка соответствующего программного обеспечения не позволяет обработать сотни тысяч заявлений.
В ноябре НАБУ возбудило уголовное дело по подозрению в вымогательстве в агентстве на основании информации от одной из бывших сотрудниц. Однако руководство агентства отрицает обвинения.
Сытник сказал, что судьба находящегося в парламенте законопроекта о создании независимого антикоррупционного суда покажет приоритеты тех, кто находится у власти.
«Это экзамен на наличие этой политической воли, и если бы была политическая воля, то, наверное, все-таки тех проблем, при прохождении тех законопроектов, не было бы», — сказал он.
Как и база данных о декларациях, создание антикоррупционного суда является ключевым критерием для долгожданного транша кредитов в рамках $17,5-миллиардной программы реформ МВФ.
Сытник сказал, что его работа по расследованию дел против коррумпированных чиновников будет подорвана, если суд не будет создан.
«Эти расследования не будут иметь тех последствий, которые они должны иметь, если не будет судебной инстанции, которая будет иметь возможность, волю, принять окончательное решение», — сказал он.
(Текст Наталии Зинец)
sponsoredArticle = ‘div-gpt-ad-1468740511823-1’;