По итогам февраля инфляция в России составила 4,6%, сообщил Росстат. Это минимальный уровень за всю историю наблюдений. Минфин и Минэкономразвития почти уверены в том, что по итогам года инфляция выйдет на целевые 4%. Эксперты столь быстрое снижение инфляции связывают с низким потребительским спросом, прогнозируя при этом скорее стабилизацию инфляции, чем ее дальнейшее падение.
Конец стагнации?
Инфляция в России в феврале текущего года составила 0,2%, а в годовом выражении замедлилась до 4,6% с 5% в январе, следует из материалов Росстата. При этом за январь-февраль потребительские цены в стране выросли на 0,8%.
По словам президента России Владимира Путина, российская экономика продолжает восстанавливаться за счет минимального уровня инфляции за последние 25 лет. В Минэкономразвития признают, что инфляция снижается быстрее, чем ожидает правительство и чем ожидал Центробанк, а по итогам 2017 года она выйдет на запланированные показатели в 4%.
Для сравнения, в феврале 2016 года инфляция в месячном выражении была в три раза выше — 0,6%, в годовом — 8,1%, а за два первых месяца прошлого года составляла 1,6%.
Цены на продовольственные и непродовольственные товары в феврале 2017 года выросли на 0,2% в каждой группе, услуги подорожали за месяц на 0,3%. При этом средняя стоимость минимального набора продуктов в стране выросла на 0,5%, составив 3.745 руб.
О том, что снижение инфляции в России происходит быстрее прогнозов, сообщали аналитики департамента исследований и прогнозирования ЦБ Центробанка.
«Инфляция стала снижаться несколько быстрее прогнозной динамики Банка России на фоне благоприятных внешнеэкономических и финансовых условий и проведения умеренно жесткой денежно-кредитной политики», — отмечается в бюллетене регулятора «О чем говорят тренды».
Под благоприятными финансовыми условиями подразумевается, в первую очередь, укрепление курса рубля и умеренно жесткая денежно-кредитная политика ЦБ.
Рост цен по итогам прошедшего месяца оказался минимальным за всю историю февральских наблюдений, что существенно повышает вероятность достижения цели в 4% в конце 2017 года, следует из предварительных оценок аналитиков.
«Динамика экономической активности и основных опережающих индикаторов свидетельствует об окончании стагнации и переходу экономики к полноценному росту. Наблюдаются признаки оживления как потребительского, так и инвестиционного спроса», — следует из документа.
При этом эксперты признают, что в условиях сохранения повышенных инфляционных ожиданий населения и опережающего роста зарплат по сравнению с ростом производительности труда могут возникнуть дополнительные риски для достижения цели по инфляции.
Главная задача регулятора
В Минэкономразвития низкие темпы роста инфляции в феврале объяснили хорошим урожаем 2016 г. и благоприятной ситуацией с курсом рубля, сообщает ТАСС. При этом вероятность достижения цели по инфляции в России в 2017 г. почти не вызывает сомнений, добавили в МЭР.
«Оценка (уровня инфляции. – «Газета.Ru») по году будет подготовлена Минэкономразвития России в рамках сценарных условий и основных параметров среднесрочного прогноза. Вместе с тем, вероятность достижения по итогам 2017 года целевого уровня инфляции практически не вызывает сомнений», — отметили в министерстве.
В Минфине считают, что обеспечение устойчивости инфляционных ожиданий на уровне 4% — основная задача ЦБ.
«В целом за год уверены, что инфляция выйдет на целевые ориентиры Банка России. Сейчас основная задача — обеспечить устойчивость инфляционных ожиданий на уровне этих целевых ориентиров », — сказал ТАСС замминистра финансов Владимир Колычев.
В свою очередь, Минфин тоже внесет свой вклад в обеспечение устойчивости ожиданий экономических агентов, добавил он. Речь идет о запуске механизма бюджетного правила, направленного на снижение влияния изменчивости нефтяных цен на внутренние условия.
Рубль и низкий спрос давят на инфляцию
Основной причиной столь быстрого снижения инфляции эксперты считают низкий потребительский спрос.
«Инфляция может снижаться быстрее ожиданий только при двух факторах: либо падает мировая инфляция, чего не происходит, либо отсутствует существенный потребительский спрос. Укрепление рубля также дает о себе знать: чем сильнее национальная валюта, тем дешевле импортируемые товары для потребителя. На мой взгляд, именно слабый спрос и более дешевый импорт являются ключевой причиной происходящего», — говорит аналитик БКС Иван Копейкин.
«Темпы снижения инфляции действительно впечатляют. Это говорит о том, что вероятность достижения ориентира в 4% в этом году как никогда явственна», — согласен с ним экономист Европейского банка развития Ярослав Лисоволик.
Главный на повестке вопрос, по его мнению, — сможет ли ЦБ удерживать такой низкий уровень инфляции.
«Основные причины замедления — укрепление рубля и сдержанный уровень экономической активности, который влияет на спрос. Также стоит отметить политику ЦБ по поддержанию высоких процентных ставок, не только в последние месяцы, но и за прошлый год», — полагает Лисоволик.
Если разрыв между инфляцией и текущей ключевой ставкой продолжит расти, это потребует определенных шагов со стороны ЦБ, чтобы реальные ставки не оказывали негативного воздействия на уровень экономической активности.
Возможным эффектом от активного снижения инфляции Лисоволик называет некоторое оживление потребительского сектора.
«Это, в свою очередь, должно быть поддержано стимулирующими мерами ЦБ. Я допускаю, что в этом году мы увидим снижение ставки на 1,5 п.п. по сравнению с той, которая была в прошлом году», — добавил эксперт.
Сезонность никто не отменял
Возникновение дефляционных рисков России пока не грозит, утверждают эксперты.
По мнению главы Банка России Эльвиры Набиуллиной, это может произойти лишь через несколько лет. При этом таргет ниже отметки в 4%, по ее мнению, негативно скажется на российской экономике.
«Активное снижение инфляции может привести к более быстрому снижению ключевой ставки ЦБ. Рисков дефляции, на мой взгляд, у нас в стране нет, это довольно далекие перспективы», — считает Копейкин из БКС.
«Инфляционный фон сохраняется достаточно прочно, что связано и с ребалансировкой тарифов, и с повышенным уровнем инфляционных ожиданий. Риск дефляции в данных условиях незначителен», — придерживается схожей точки зрения Лисоволик из ЕБР.
Дефляционный сценарий, по его мнению, будет возможен при резком ухудшении экономической ситуации.
«Если мы увидим сильное замедление динамики экономики, но при этом сохранится жесткая денежно-кредитная политика и высокие процентные ставки, а также ряд других негативных факторов, то этот вариант возможен», — признал он.
Однако не стоит забывать о вероятности возникновения краткосрочной дефляции, считает старший аналитик Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Кирилл Кононов.
«Кратковременная дефляция в пределах недели или месяца вполне возможна, особенно летом, если снижение цен на овощи в результате хорошего урожая компенсирует эффект от роста цен в других категориях продукции.
Такое происходило, например, осенью 2009 и 2011 годов. При этом годовые темпы инфляции в эти годы были выше 11% и 8%, соответственно», — пояснил он.
Последний раз месячная дефляция была зафиксирована Росстатом в августе 2016 года (-0,6%).
Подобная «точечная» сезонная дефляция не в состоянии оказать существенное влияние на динамику цен даже в пределах года, если не будет поддержана дополнительными долгосрочными дефляционными факторами, считает Кононов.
В настоящее время более вероятной кажется стабилизация инфляции на низком уровне (3-5%), чем ее дальнейшее падение, полагает эксперт.