Российское авторское общество претендует на свою долю доходов от чемпионата мира по футболу, который пройдет в России в 2018 году. Сейчас стороны (РАО и оргкомитет чемпионата) обсуждают детали. Источники «Газеты.Ru» говорят, РАО требует свою стандартную таксу — 5% от сборов и велика вероятность, что РАО удастся настоять на своем. Предварительная прибыль от продажи билетов оценивается в $782 млн.
Российское авторское общество (РАО) хочет получать 5% с каждого билета, проданного на чемпионат мира по футболу в 2018 году. Об этом сообщил «Газете.Ru» источник, близкий к оргкомитету. Как он уточнил, комиссию РАО требует на том основании, что в ходе соревнований на стадионах будут проигрываться различные музыкальные композиции.
В РАО подтвердили, что сейчас идут соответствующие переговоры.
«Оргкомитет ЧМ-2018 и РАО выразили готовность обсуждать вопрос выплаты авторского вознаграждения за произведения, которые будут использоваться в ходе чемпионата мира по футболу 2018 года. Предметных решений по этой теме еще нет, вопрос решается в рабочем порядке», — сообщил советник генерального директора РАО Иван Ким.
Стоит отметить, что, по предварительной оценке компании Swiss Appraisal, совокупная выручка от продажи билетов на чемпионат мира в России на 64 матча чемпионата составит $782 млн. То есть в случае положительного решения РАО выручит почти $40 млн.
Как уточнил омбудсмен по вопросам интеллектуальной собственности Вячеслав Семенов, 5% — обычная такса РАО. «Они всегда работают по стандартной схеме и просят заплатить им в том числе и организаторов спортивных мероприятий. Они уже требовали деньги с «Ледового шоу», поскольку там выступления на льду шли под музыку. Так же они предъявляли иск к Российской футбольной премьер-лиге за музыку, которая звучит в начале матчей», — рассказывает Семенов.
Действительно в 2009 году РАО потребовало отчисления с РФПЛ за традиционно исполняемый перед началом матчей «Футбольный марш», который был написан советским композитором Матвеем Блантером в 1938 году. РФПЛ платить отказалась, дело в результате получило широкий резонанс. Кончилось тем, что наследница композитора Татьяна Бродская заявила, что не давала РАО полномочий управлять этим произведением. На этом конфликт закончился — произведение Блантера можно услышать на трибунах бесплатно.
Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты сходятся в том, что на этот раз РАО получит свою долю от продажи билетов.
«Думаю, РАО удастся настоять на своем, они достаточно активно отстаивают свои интересы и обычно достигают успеха. Другое дело, что обычно такие договоренности заключаются за закрытыми дверями. О них предпочитают не распространяться, общественность узнает только, когда к соглашению не удалось прийти и дело решается в суде», — говорит Семенов.
Сергей Зуйков, генеральный директор юридической компании «Зуйков и партнеры», также считает, что РАО удастся получить свои 5%.
«Есть два варианта: либо все стадионы заключат договор с каждым правообладателем, чью музыку планируют ставить, либо заключат договор с РАО. Скорее всего пойдут по пути, который проще, то есть ограничатся договором с РАО», — говорит он.
В FIFA не смогли предоставить оперативный комментарий по этому вопросу. Однако, как уточнил Зуйков, в случае если к договоренности прийти не удастся, РАО наверняка будет судиться не с FIFA, а с российскими стадионами.
«С международной организацией достаточно тяжело спорить, но РАО может привлечь в качестве ответчика стадионы. Так что, если есть решение не платить, российским стадионам стоит заранее продумать свою линию защиты», — советует Зуйков.
По его мнению, вряд ли Оргкомитет ЧМ-2018 решит использовать административный ресурс, чтобы надавить на РАО.
«Сомневаюсь, что решат при подготовке к чемпионату мира использовать административный ресурс, чтобы нарушить чужие авторские права. Проще заплатить. Чемпионат мира огромное событие, все стремятся получить свою прибыль, в том числе и правообладатели. Зачем лишать их этого куска хлеба?», — рассуждает Зуйков.
В 2015 году РАО удалось собрать 4,6 миллиарда рублей. За три года (2013-2015) авторам было выплачено более 10 млрд рублей. Сейчас деньги РАО платят большинство российских театров, филармоний, цирков, почти все крупные сети кинотеатров, сети общественного питания, крупнейшие торговые сети, 90% телерадиокомпаний страны. Однако основную известность общество получило не благодаря успешной коммерческой деятельности, а за счет исков, которые воспринимались как курьезы.
Так, в 2008 году РАО обязало организаторов концерта группы Deep Purple выплатить компенсацию за нарушение авторских прав группы Deep Purple, чьи песни прозвучали на концерте. Несмотря на кажущуюся абсурдность претензий, с юридической точки зрения формально требование законно РАО удалось выиграть суд, который постановил выплатить 457 тысяч 500 рублей. Это далеко не единственный подобный случай. Такие же претензии РАО предъявляло, например, организаторам концерта Элтона Джона в подмосковном клубе Барвиха Luxury Village и организаторам концертов группы «Машина времени» в Татарстане.