Зарплата в 10 млн руб. в год гендиректора государственного НКО «Фонд развития моногородов» Ильи Кривогова и среднемесячный оклад рядового сотрудника фонда в 279,6 тыс. руб. привлекли внимание Счетной палаты. В результате проверки расходы бюджетных 14,7 млрд руб. на создание 1,5 тыс. рабочих мест за два года контрольное ведомство посчитало неэффективными.
Трудовой хлеб
«Самой большой статьей расходов фонда стали зарплаты сотрудников»,
— говорится в отчете Счетной палаты по итогам проверки эффективности использования средств федерального бюджета, направленных в НКО «Фонд развития моногородов». В этих материалах указано, что зарплата гендиректора Ильи Кривогова за 2015-й и 9 месяцев 2016 года в целом составила 20,6 млн руб. Среднемесячная зарплата рядового сотрудника фонда в 2015 году равнялась 279,6 тыс. руб. Зарплата предусмотрена на 57 штатных должностей. «Уровень заработной платы работников фонда, выплачиваемый за счет средств федерального бюджета, со стороны Минэкономразвития не ограничивался», — отмечается в докладе.
Фонд развития моногородов был создан в 2014 году в качестве основного оператора бюджетными средствами по одноименной правительственной программе. Единственным учредителем этого НКО является Внешэкономбанк, взнос которого составил 16,4 млн руб. Остальные средства НКО получает из федерального бюджета. От правительства фонд контролируется наблюдательным советом во главе с первым замруководителя аппарата правительства Максимом Акимовым. В Минэкономразвития отказались комментировать обвинения Счетной палаты в отсутствии контроля над заработным фондом НКО.
В самом фонде уровень зарплаты Кривогова назвали «соответствующим среднему по рынку».
В фонде «Газете.Ru» также рассказали, что в течение 2014–2015 годов уровень среднемесячной заработной платы снижался в 1,6 раза. При этом, по словам представителя НКО, «в фонде действует система стимулирования работников, в соответствии с которой премирование осуществляется по итогам финансового года при условии достижения организацией целевых показателей эффективности использования субсидии».
На бойком месте
Как раз к целевым показателям в Счетной палате есть претензии. На 1 октября 2016 года в 13 получивших поддержку моногородах было создано 1,5 тыс. рабочих мест. По данным СП, это оказалось «в 6 раз выше плановых показателей».
«Существенное перевыполнение плановых значений целевых показателей может свидетельствовать как о занижении плановых значений целевых показателей, так и о слабой взаимоувязке показателей с финансированием мероприятий при реализации соглашений», — говорится в отчете.
«Проверка показала, что социально-экономическое положение большинства моногородов, несмотря на принимаемые меры со стороны государства, ухудшается. При этом бюджетные расходы увеличиваются», — сказал на заседании коллегии СП аудитор Сергей Агапцов. По его словам, существующая система господдержки моногородов «характеризуется формализмом, отсутствием исполнительной дисциплины и ответственности за принятые решения и их последствия».
В фонде заключение СП опровергают: «Перевыполнение показателей в 2015–2016 годы вызвано в основном эффективной реализацией инфраструктурных и инвестиционных проектов в моногородах Республики Татарстан».
«В 2014–2015 годах целевые показатели по созданию рабочих мест и привлечению инвестиций формировались Минэкономразвития, исходя из расчета стоимости одного рабочего места, равной 1 млн руб., и привлечения на 1 рубль субсидии 2 рублей инвестиций», — рассказал представитель НКО.
По его словам, в моногородах стоимость создания рабочего места дешевле, чем в других административных образованиях. «Одно новое рабочее место за счет средств фонда, вложенных в создание объектов инфраструктуры, составляет в среднем до 1 млн руб., против средних затрат в 1,7 млн руб. на одно рабочее место», — говорит представитель фонда. «Поэтому говорить о занижении показателей эффективности некорректно», — заключили в фонде.
Бешеные деньги
За последние два года на программу развития моногородов в бюджете было предусмотрено 32 млрд руб. субсидий. В реальности, по документам СП, в фонд было перечислено 14,7 млрд руб. Но использованными оказались 12,5 млрд руб .
Кроме того, до 1 января 2016 года бюджетные субсидии перечислялись на расчетный счет фонда в ВЭБе, «на условиях, что остаток субсидии на расчетном счете будет неснижаемым, Внешэкономбанк начислял проценты в размере от 8,75% до 10,75%», говорится в отчете СП.
Таким образом дополнительные доходы фонда за два года составили почти 260 млн руб.
Также Счетная палата обнаружила по состоянию на ноябрь 2016 года 2,2 млрд руб. неизрасходованными. «В результате средства, выделенные фонду из федерального бюджета в 2014–2015 годах, значительно превышали его реальные потребности и могли быть предоставлены в более поздние сроки», — заключили в надзорном ведомстве.
В фонде настаивают, что из бюджета поступила меньшая сумма. В 2014 году организация получила субсидии в размере 3 млрд руб. и 4,5 млрд руб. — в 2015 году. «Субсидия в размере 7,2 млрд руб. в фонд еще не перечислялась и планируется к получению и использованию лишь в 2017 году по мере подтверждения потребности в финансировании», — заявили в фонде.
В Минэкономразвития «Газете.Ru» пояснили, что в работе фонда используется «скользящая» модель финансирования.
Неполное использование фондом средств, выделенных в виде субсидий, за финансовый год может быть связано с необходимостью разработки проектной документации по заявкам субъектов, а также получения государственной экспертизы.
«При этом средства фонда перечисляются бюджету субъекта в соответствии с графиком финансирования мероприятий под фактическую потребность после подтверждения выполнения работ по строительству и (или) реконструкции объектов инфраструктуры», — отметили в Минэкономразвития. Поэтому кассовое исполнение принимаемых фондом обязательств по инфраструктурным и инвестиционным проектам может выходить за пределы финансового года и занимать от 1,5 до 2 лет.
«Такой порядок был установлен для повышения прозрачности и эффективности использования средств федерального бюджета (субсидии) и осуществления контроля за их использованием», — добавили в МЭР.
Не так живи, как хочется
Еще одна претензия СП — часть средств была направлена фондом на обучение команд, которые в будущем будут управлять проектами развития моногородов. Образовательная программа была куплена фондом в «Московской школе управления «Сколково».
Стоимость обучения одного слушателя составила почти 900 тыс. руб. в год, что в 11 раз превышает стоимость аналогичных программ РЭУ им. Плеханова и МГУ. Но большинство студентов, прошедших программу в «Сколково», свою деятельность с работой в моногородах не связывали, говорится в документах СП.
В фонде говорят, что отбор образовательной организации «осуществлялся на конкурсной основе, а начальная (максимальная) цена договора определялась на основании поступивших предложений крупнейших вузов России».
Отметим, что правительство готовит новый приоритетный проект «Комплексное развитие моногородов» и новые субсидии в фонд моногородов. Премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил паспорт проекта 9 декабря 2016 года. Предполагается, что из федерального бюджета в бюджет НКО «Фонд развития моногородов» в 2017–2018 годах поступят новые субсидии на сумму 11,2 млрд руб. Кроме того, паспорт предусматривает «за счет прямой поддержки» фонда инвестиции в моногорода на сумму в 106,7 млрд руб. Источник этих средств в паспорте не указан. Зато в новом приоритетном проекте указано, что фонд продолжит образовательные программы сити-менеджеров и в 2017 году обучит 319 команд.