Investing.com – Председатель Банка России Эльвира Набиуллина во время выступления в Госдуме заявила, что ЦБ тепрь будет применять санацию редко и только для крупных банков, имеющих системное значение для федерального и регионального рынка. По ее словам, принятие закона о санации позволило регулятору сэкономить на затратах на оздоровление крупных банков.
«Нам пришлось выделить ощутимую сумму на капитал и ликвидность, проводя санацию банков, но эта работа даёт результаты — слабые банки просто не могли бы наращивать кредитование и не могли бы выдерживать разного рода неблагоприятные внешние события», — цитирует ее Reuters.
В прошлом году ЦБ отозвал у банков около 50 лицензий, в этом году — уже 28. С августа 2017 года ЦБ взял на санацию банк «ФК Открытие», группу Бинбанка и Промсвязьбанк. Суммарные затраты на санацию оценены в 2,62 трлн руб. «Мы рассчитываем вернуть большую часть выделенных средств в результате работы с активами и их продажи», – сказала Набиуллина. Правда, по данным Reuters, собственники банков передали регулятору активы всего на 100 млрд руб.
Это заявление вызвало неоднозначную реакцию. «Многие слова Набиуллиной грешат либо отсутствием логики, либо полным незнанием предмета. Прежде применялась схема санирования путем финансирования крупных банков, которые брали на санацию мелкие, финансировал либо ЦБ, либо АСВ. Но эта система себя полностью дискредитировала, так как мы уже имеем на санации банки, бывшие санаторами – результатов нет, это похороненные средства. Трудно назвать банк, которому санация помогла выйти на нормальный уровень. Вероятно, именно поэтому отказались от санации довольно крупных банков – Внешпромбанка, Татфондбанка, банка “Югра”, – возмущен президент Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов. – В итоге, вопреки всем заявлениям регулятора о поддержке рыночной среды и конкуренции, мы будем видеть поддержку и национализацию крупных банков. Доля государства в банковской системе уже достигает 70%, и скоро в ней останутся лишь десятки крупных игроков с весьма сомнительными системами бизнес-контроля и моделями бизнеса. В регионах банков уже практически не осталось – а ведь именно с ними было удобно работать местному бизнесу. Бизнес не получает качественного обслуживания в крупных банках, и это страшно для экономики. Система не может работать для “некоторых банков”. Если она эффективна – надо санировать всех, если неэффективна – давайте не будем применять ее вообще».
В то же время некоторые эксперты воспринимают ситуацию более спокойно. «ЦБ более четко обозначил позицию, о которой раньше приходилось догадываться на основе тенденции. У банка «Югра», несмотря на размер, не было системной значимости, его уход не представлял угрозы для других банков. С другой стороны, спасли «Азиатско-Тихоокеанский Банк», мизерный в масштабе системы, но имеющий серьезное присутствие на Дальнем Востоке, – рассуждает старший директор FitchRatingsАлександр Данилов. – Эффективность можно понимать по-разному. В данном случае речь идет об избежании дестабилизации системы. Не о том, чтобы сделать эти банки лучше – лишь о защите системы».
sponsoredArticle = ‘div-gpt-ad-1466339494851-0’;