Воскресенье , 17 Ноябрь 2019
Home / Экономика и финансы / Байкал может остаться без туристов

Байкал может остаться без туристов


Иркутские власти второй год не могут выбрать партнера для управления и развития устаревшего аэропорта. Срыв сроков грозит невыполнением целевых показателей по пассажиропотоку, а также тем, что Иркутск может упустить шанс привлечь массовые потоки интуристов на Байкал.

На проблемы вокруг аэропорта Иркутск — одного из последних крупных государственных аэропортов — указали в местном отделении «Общероссийского народного фронта» (ОНФ). Устаревший аэропорт не справляется с возрастающим пассажиропотоком, а инвестор для его модернизации и строительства нового авиаузла за два года, прошедших с передачи аэропорта из федеральной в региональную собственность, так и не был найден. Активисты направили свои вопросы губернатору региона Сергею Левченко.

Президент Владимир Путин подписал указ о передаче международного аэропорта Иркутск из федеральной в региональную собственность в декабре 2014 года. Сама передача активов состоялась в апреле 2015 года после заключения соглашения между Минтрансом, Росавиацией и властями Иркутской области. По условиям соглашения 100% акций АО «Международный аэропорт Иркутск» передавались с условием нахождения инвестора, который возьмется за управление аэропортом, его модернизацию и строительство нового за пределами Иркутска. На подготовку проектов на условиях государственно-частного партнерства, конкурсного отбора и выбор победителя отводилось 16 месяцев.

Согласно указу, на модернизацию находящегося в черте города действующего аэропорта должно быть затрачено не менее 1,1 млрд руб., а на строительство нового — от 20 млрд руб. Также в документе прописаны целевые показатели по пассажиропотоку Иркутского авиационного узла: к 2020 году за счет роста числа туристов на Байкале он должен составить не менее 3 млн человек за год. В 2016 году, по оперативной информации, общее число перевезенных пассажиров в аэропорту составило около 1,7 млн человек.

Однако конкурс по выбору инвестора до сих пор не был проведен, и правительство региона пропустило все согласованные с федеральными властями сроки, обратили внимание в ОНФ.

Активисты организации призвали к выбору инвестора на конкурсной основе, как то указано в соглашении о передаче аэропорта в региональную собственность. По мнению ОНФ, обсуждение местными властями возможности модернизации и управления аэропортом на внеконкурсной основе может ограничить конкуренцию и привести к финансовым потерям для Иркутской области.

«В некоторых регионах России уже имеются подобные прецеденты, когда права передавались конкретной организации. Все попытки руководителей субъектов Федерации договориться с одним из инвесторов в обход конкурсных процедур заканчивались лишь затягиванием процесса и итоговым возвратом к конкурсу вкупе с имиджевыми и экономическими потерями для регионов», — заявил активист ОНФ Илья Яковенко.

Интерес к аэропорту Иркутск высказывали четыре компании: «Аэроинвест» Арсена Канокова, «Базэл» Олега Дерипаски, «Новапорт» Романа Троценко и «Ренова» Виктора Вексельберга.

При этом в руководстве Иркутской области уже около полугода говорят о том, что они изучают возможность сотрудничества лишь с одним из претендентов — авиационным холдингом «Новапорт».

Весной прошлого года губернатор Левченко заявлял, что область выступает за совместное управление аэропортом при участии компании Троценко. В июне, как сообщала «Газета.Ru», группа компаний «Новапорт» достигла с властями Иркутской области предварительного соглашения о параметрах владения аэропортом. Однако через некоторое время Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вынесла предостережение властям Иркутской области за возможное ограничение конкуренции.

В конце 2016 года Левченко сообщил уже о создании с «Новапортом» совместной управляющей компании для управления аэропортом.

«Мы создали управляющую компанию с «Новапортом». Это хороший способ не продавать аэропорт, акции аэропорта останутся в областной собственности, управляющая компания будет заниматься строительством нового терминала и реконструкцией действующего аэропорта», — говорил он на пресс-конференции.

Также он не исключил и передачи УК части акций аэропорта из областной собственности. Что касается источника средств для модернизации аэропорта и строительства нового, то, как приводит слова Левченко ТАСС, «вопрос поиска инвестиций на строительство и реконструкцию будет, конечно, рассматриваться отдельно».

Получить комментарий Минтранса и ФАС по вопросу создания до проведения конкурса управляющей компании оперативно не удалось. Тем не менее летом прошлого года ФАС уже выносила предостережение вице-губернатору Иркутской области Руслану Болотову из-за возможной передачи аэропорта в управление группе «Новапорт» без проведения конкурса. Правовую оценку происходящему теперь даст и Генеральная прокуратура — сейчас она изучает соответствующие документы.

Экс-председатель совета директоров АО «Международный аэропорт Иркутск» и депутат заксобрания Иркутской области 1996–2013 годов Юрий Фалейчик считает, что потерянные два года, за которые так и не был проведен конкурс по поиску инвестора, «трудно восполнимы».

«Как любой живой объект и организм, аэропорт тоже требует регулярного ухода и модернизации, обновления, и то, что он находится без движения, то, что мы его получили и не привлекли инвестора, конечно, сказывается», — говорит он, объясняя, что сейчас воздушная гавань Иркутска к возрастающему пассажиропотоку не готова.

При этом разрешения ситуации он в настоящий момент не видит.

«Дело в том, что передать такой объект на эксклюзивной основе одному из инвесторов, то есть без проведения конкурса, можно только на федеральном уровне. У субъектов такого права нет», — указывает Фалейчик.

В прошлом году уже звучало предложение заключить договор на четырехсторонней основе, чтобы инвестора можно было выбрать вне тендера, напоминает он. Инициатива натолкнулась на жалобу других потенциальных инвесторов и предупреждение от ФАС, однако обсуждение внеконкурсной передачи аэропорта региональными чиновниками продолжается. «Текущий конфликт зашел в тупик», — заключил он.

Согласно первоначальному плану, строительство новой воздушной гавани должно было начаться еще во второй половине 2016 года, а в эксплуатацию должен быть запущен к лету 2021 года.

Авиаузел интересен инвесторам и с финансовой точки зрения, и как потенциально крупный международный транспортный авиахаб. Выручка аэропорта в 2015 году составила 2 млрд рублей, чистая прибыль — около 370 млн. За 11 месяцев прошлого года пассажиропоток на маршрутах, соединяющих города Китая с Иркутском, вырос более чем в полтора раза, до 154 тыс. человек, что произошло в том числе за счет прихода на маршрут китайских перевозчиков — Tianjin Airlines, Juneyao Аirlines, «Хайнаньских авиалиний».

Советуем посмотреть

Коллекторы дали рекомендации, как избежать просрочек по кредиту

Об этом сказал вице-президент СРО «Национальная ассоциация профессиональных коллекторов» Александр Морозов РИА Новости. <!— —> …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.