Пятница , 29 Март 2024
Home / Экономика и финансы / Антон Мусатов: Мы открыли для российских компаний новый вид факторинга

Антон Мусатов: Мы открыли для российских компаний новый вид факторинга

Какую динамику показал рынок факторинга по результатам первого квартала 2018 года? Каких показателей на этом фоне достиг ВТБ Факторинг? Какой потенциал, на ваш взгляд, у рынка факторинга к концу года?

Антон Мусатов: По данным Ассоциации факторинговых компаний (АФК), в первом квартале текущего года участники рынка факторинга выплатили клиентам рекордную сумму финансирования — 483 млрд рублей. Это на 59% больше, чем в первом квартале 2017 года. Совокупный портфель рынка по итогам квартала достиг 383 млрд рублей, увеличившись за год почти на 60%. Доля ВТБ Факторинг по этому показателю составила 31% — наш портфель на отчетную дату превысил 120 млрд рублей. Объем финансирования, который выплатила  наша компания в первом квартале, на 62% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
По итогам 2018 года совокупный факторинговый портфель рынка может вырасти до 500 млрд рублей — на 15% по сравнению с 2017 годом.
Факторинг — прежде всего, инструмент финансирования дебиторской задолженности, в котором заинтересованы поставщики. Теперь же факторинговые решения используются и для управления кредиторской задолженностью — кому интересен этот инструмент и в чем его особенности?

Антон Мусатов: Российский рынок факторинга всегда был рынком финансирования дебиторской задолженности. Сейчас он меняется, появляются новые тренды. Так, ВТБ Факторинг привел в Россию новый продукт — финансирование кредиторской задолженности по операциям Supply Chain Finance (SCF). В европейских странах, где рынок факторинга существует уже давно, такой продукт стал очень востребованным и сейчас широко применяется. По данным международного профессионального объединения факторов Factors Chain International (FCI), 2/3 компаний с годовой выручкой более 1 млрд евро в 2017 году пользовались SCF.
Наши клиенты используют его в качестве недолгового инструмента управления ликвидностью в случае, когда компании важно сохранить форму финансирования в виде кредиторской задолженности.
Несмотря на то, что такие проекты решают сложные задачи синхронизации закупочных, производственных и коммерческих процессов компаний с их финансовыми потоками, они довольно просты в применении. К примеру, некоторые наши решения позволяют организовать финансирование компаний-заказчиков без заключения факторинговых договоров с поставщиками и подрядчиками. Но это результат тщательной проработки схемы финансирования с учетом индивидуальных особенностей компании.
На сегодняшний день треть нашего портфеля формируют сделки по финансированию кредиторской задолженности.
Отраслевой охват факторингового рынка расширяется, инструмент становится более доступным. Есть ли примеры использования факторинга в непривычных для рынка отраслях? 

Антон Мусатов: Факторингом может пользоваться любая компания, главное — чтобы она работала со своими контрагентами на условиях отсрочки платежа. В нашем портфеле есть уникальные для факторингового рынка сделки и много примеров факторинга в непривычных для отрасли сферах: авторские права, услуги, энергосервисные контракты. Мы финансируем даже производство телесериалов и мультфильмов. 
Насколько востребован факторинг в медиаотрасли?

Антон Мусатов: Мы имеем большой опыт финансирования производства телевизионного контента. В 2015 году ВТБ Факторинг стал первой российской факторинговой компанией, которая реализовала сделку в медиаотрасли. При структурировании схемы финансирования  мы учитываем потребности всех сторон — как продюсерского центра, так и телеканала. Факторинг позволяет производителю медиаконтента получать бесперебойное и своевременное финансирование всех этапов производства, тем самым повышая качество исполнения своих обязательств перед заказчиком. При этом телеканалы получают отсрочку платежа до одного года и расплачиваются с поставщиками контента за счет выручки от телепоказа готового проекта.
Развитие многих рынков, и факторингового, в частности, все больше определяют цифровые технологии. Как вы используете их для повышения эффективности бизнеса?

Антон Мусатов: Компании крупного бизнеса, с которыми мы работаем,  это особый сегмент, который предъявляет самые высокие требования к возможностям факторинговой компании и уровню обслуживания. Поэтому мы нацелены на повышение качества работы с клиентами, в том числе, за счет использования различных цифровых бизнес-инструментов. Одним из них является электронный документооборот. Факторинговым компаниям он позволяет сократить расходы, нейтрализовать вероятность фальсификации документов, снизить риски и трудозатраты, а клиентам — ускорить оборачиваемость капитала и скорость выплаты финансирования. 

Советуем посмотреть

Банкир назвал три табу при выдаче ипотеки

Банки должны соблюдать некоторые правила при выдаче ипотеки. В первую очередь речь идет о запрете …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.