Связано это с тем, что частные сети закупают топливо на оптовом рынке, где даже после стабилизации цен сохраняются рекордные цены. Их владельцы говорят, что не могут конкурировать с сетями, принадлежащими крупным нефтяным компаниям, а на каждом проданном литре топлива теряют 3–5 рублей, при этом цены у них в среднем на 2 руб. выше, что ведет к оттоку клиентов.
В такой ситуации продолжение бизнеса им кажется бессмысленным. Глава Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов говорит о том, что государство должно предпринять какие-либо меры.
«Если стране не нужны независимые АЗС, пусть правительство формирует программу их выкупа», — цитирует РБК слова Баженова. По его словам, крупным сетям выкуп частных АЗС неинтересен, так как зачастую они расположены в местах, где мало машин и, следовательно, продается мало топлива. А в некоторых отдаленных регионах нефтяникам размещать собственные АЗС невыгодно.
Баженов говорит, что спасти частников может госрегулирование цен «по всей цепочке» или же решение отпустить розничные цены на топливо. Но признает, что обе эти меры нерыночны и неэффективны.
Часть сетей уже закрывает свои АЗС. Так, одна из компаний закрыла двадцать АЗС в Саратовской области. Крупные нефтяные компании могли бы взять под свое крыло частников, например, обеспечить хранение их топлива, но вряд ли они на это пойдут, говорят участники рынка.
- Цены на оптовом рынке топлива стабилизировались. Снижение цен в рознице также остановилось.
- Напомним, с апреля по конец мая в России стремительно дорожает топливо, и чтобы это прекратить, правительство с 1 июня снизило акцизы на бензин и солярку и заключило соглашение с нефтяниками о заморозке цен. Иначе их ждет повышение экспортных пошлин на нефтепродукты, причем вырасти они могут на 90%.
- О том, что такой инструмент готовится, стало известно в ходе «Прямой линии» с президентом. Но этот «кнут» приберегли на крайний случай, если нефтяники нарушат договор с правительством и если торговля топливом станет невыгодной для независимых компаний.
- Сейчас экспортная пошлина на светлые нефтепродукты, масла и товарный бензин составляет 30% от ставки пошлины на нефть, экспортная пошлина на прямогонный бензин — 55% от ставки пошлины на нефть. Правительственный законопроект предполагает повышение экспортной пошлины на моторное топливо вплоть до уравнивания ее с экспортной пошлиной на нефть.
Фото: Лев Федосеев/ТАСС