Фактически принятие законопроекта в первом чтении без отправки его на доработку означает, что он очень быстро пройдет второе и третье чтения, а затем, после подписания, вступит в силу. Напомним, он предполагает увеличение штрафа в 5 раз с нынешней тысячи до пяти тысяч рублей.
Санкции за нарушения на железнодорожном переезде изложены в соответствующей статье КоАП (12.10). Она состоит из двух частей.
Первая предусматривает наказание за серьезные нарушения, такие как пересечение ж/д путей вне переезда, выезд на переезд при закрытом шлагбауме или запрещающем сигнале светофора, а также за остановку и стоянку. Так как в этой части предусмотрен не только денежный штраф, но и лишение прав на полгода, решение выносит суд. То есть после вступления поправок в силу водителя могут либо лишить прав на полгода, либо оштрафовать на 5000 рублей.
По мнению Минтранса, эту часть КоАП нужно применять и тогда, когда водитель выехал на нерегулируемый переезд при приближающемуся к нему составу или локомотиву. Причем понятие видимости состава изложено в ведомственном приказе Минтранса (100–600 метров от переезда в зависимости от скорости). Что делать в случае, когда состав или локомотив припарковался вблизи переезда (на регулируемых автоматика включает запрещающий сигнал), представитель ведомства не объяснил.
Вторая часть предусматривает наказание за те нарушения, которые не вошли в первую. И здесь водитель отделается только штрафом. Нарушений здесь быть может много: пересечение стоп-линии или остановка менее чем за 5 метров до шлагбаума, самовольное открытие шлагбаума и т.д.
Причем 50-процентной скидки за эти нарушения, скорее всего, не будет: соответствующие поправки готовит Вячеслав Лысаков.
Остается неясным, что делать водителю в ситуации, когда локомотив припарковался вблизи переезда (автоматика закроет шлагбаумы), есть вопросы и ко второй части — многие переезды крайне плохо освещены и найти полустертую стоп-линию водителю будет не так уж и просто.
При этом РЖД, признавая, что 90% железнодорожных переездов в стране остаются нерегулируемыми, обещает значительно увеличить количество камер фиксации нарушений. Таким образом «налететь» на штраф будет довольно просто. С учетом того, что при фиксации нарушения камерой у нас действует презумпция виновности, доказать свою невиновность будет непросто.
Депутаты в штыки восприняли законопроект Минтранса, пишет «КоммерсантЪ». Многие из народных избранников считают, что нужно разводить железнодорожные пути и дороги в разных уровнях, оборудовать больше переездов шлагбаумами и автоматикой и так далее. Но представитель Минтранса заявил, что на это потребуется не менее 20 млрд руб. «Когда-то мы это сделаем», — сказал замминистра транспорта Сергей Аристов.
- В октябре 2017 года произошла очередная резонансная авария на железнодорожной станции, расположенной во Владимирской области. Автобус Mercedes-Benz заглох на путях и был буквально разорван поездом.
- В мае прошлого года правительство возложило обязанность по оснащению железнодорожных переездов камерами фотовидеофиксации на владельцев автомобильных дорог. До этого предлагали заняться этим владельцам железнодорожных путей, но потом решили остановиться на первом варианте. Что касается владельцев дорог, то они могут быть как федеральными, так и принадлежать субъектам РФ и муниципальным образованиям, также существуют ведомственные и частные дороги.
Фото: Сергей Куликов/Интерпресс/ТАСС