«Общество велосипедной езды» и ставший впоследствии всемирно знаменитым Андрей Платонович Нагель (первый русский участник Ралли Монте-Карло) организовывают первую в истории России шоссейную гонку на автомобилях-моторах по маршруту Александрово — Стрельна — Александрово. Правила соревнований состояли из тринадцати пунктов, из которых следовало, что:
- автомобили не должны быть тяжелее 6 пудов (98,28 кг);
- участвовать могли все желающие;
- обгонять можно было только слева;
- решения судей считались безапелляционными.
Старт давали раздельно, через две минуты для каждого участника. Стоимость участия в гонке равнялась трем рублям (примерно 6200 современных).
На старт Гонки моторов, которую позже назвали «1-й Кубок Общества велосипедной езды», вышло семь спортсменов, хотя заявки подавало 14 человек. Пятеро участников были из России — поручик В.И. фон Лоде, С.А. Степанов (водитель принца П.А. Ольденбургского), Петр Беляев, Шнейдеров и Лаврентьев; двое — из Франции: коммерсант Луи Мази и его товарищ Алфонс Мерль, а еще двое — из Франции. Шестеро ехали на трициклах «Клеман», а Лаврентьев — на четырехколесном Benz. Benz допустили вне конкурса, так как он почти в девять раз превышал допустимый вес, и он еще взял с собой трех пассажиров «прокатиться».
Сначала гонка должна была проходить 4 октября (по старому стилю), но затем ее перенесли на неделю позже из-за ремонта шоссе. Однако к 11 октября лег снег, и гонка едва не сорвалась. Тем не менее в 10 утра семь автомобилей ушли на дистанцию, которая равнялась почти 42 км.
Петр Беляев — победитель Гонки моторов, пионер российского мотоциклетного и автомобильного спорта.
Около полудня финишировал первый участник. Им стал Петр Беляев, пионер российского мотоциклетного и автомобильного спорта, который прошел всю дистанцию за 1 час 33 минуты и 36 секунд. После финиша он рассказывал, что дорога была довольно тяжелой, но он не обращал на это внимания и нередко катил по снежным целинам, на подъемах работая и педалями.
Что касается Европы, то там первая гонка состоялась чуть раньше — 22 июля 1894 года. Тогда на старт вышла 21 машина (хотя заявок было больше — 102 бензиновых, паровых, электрических автомобиля высказало желание принять участие в гонке, и даже на керосине). Маршрут пролегал от Парижа до Руана и составлял 126 км. Но официальным первооткрывателем автогонок принято считать заезд, организованный Автомобильным клубом Франции в 1895 году. Дистанция этой гонки составила рекордные по тому времени почти 1200 км и пролегала между Парижем и Бордо.
А какие рекорды поставит наша Гонка звезд «За рулем»? Об этом мы узнаем уже совсем скоро — 7 июня на подмосковной трассе Moscow Raceway! Ждем всех, у кого бензин в крови. Вход бесплатный.
Текст: Мария Мельникова